По объему инвестиций, поступающих в основной капитал предприятий, наш регион вышел на показатели, заложенные стратегии социально-экономического развития области до 2020 года. Если еще в 2009 году сумма вложений ограничивалась 92 млрд рублей, то по итогам 2011-го она превысила 152 млрд. Ежегодно регион стремиться прибавлять по данному показателю 15%. Чего ждут местные власти от многократного увеличения объемов инвестиций и как их добиваются, обсуждалось в ходе очередного заседания облправительства в среду.
Как доложил первый зампредседателя облправительства Александр Гусев, по итогам 2011 года объем инвестиций в основной капитал предприятий и организаций региона составил 152,2 млрд рублей и вырос на 10% к уровню 2010 года. При этом аналогичный показатель в 2010-м вообще увеличился на 31,8%, в то время как в целом по России вырос всего на 6% (сказывался посткризисный период). В результате область заняла 11 место среди ведущих регионов России. На подобные же показатели власти рассчитывают и в текущем году. По оценке Гусева, положительные результаты достигнуты в первую очередь благодаря совершенствованию нормативно-правовой базы, а также созданию реальных условий для приема инвестиций – наличию подготовленных площадок для реализации инвестпроектов. Прежде всего, речь идет об индустриальном парке «Масловский», где уже размещено или принято решение о 14 производствах с общим объемом инвестиций более 22 млрд рублей.
Сейчас завершается формирование заявки на создание на базе «Масловского» особой экономической зоны. Если заявка окажется успешной, к имеющимся у резидентов преференциям (налоговые льготы, инфраструктура за счет госказны) добавится упрощенный таможенный режим. Помимо «Масловской» площадки, принято решение о создании индустриальных парков «Лискинский» и «Бобровский», скорее всего, аналогичный статус получит и промзоне «Перспектива» в Новоусманском районе. в общим, площадок с особенного благополучным инвестклиматом в регионе будет хоть отбавляй, нашлись бы на всех желающие.
Как отметил Александр Гусев, показатель бюджетного эффекта по особо значимым проектам увеличился за год более чем в два раза, получено около 1 млрд рублей налоговых поступлений. В 2011-м на 1 рубль господдержки объем вложенных инвестиций составил 73 рубля - на 60% больше, чем в 2010 году. При этом инвестиции по проектам, включенным в программу социально-экономического развития области, выросли на 35% при среднем росте объемов вложений по региону – на 10%. И в перспективе, уверен вице-губернатор, серьезный рост инвестиций в области прерваться не должен. За последние три года удалось сократить время процедуры оформления разрешений и согласований в рамках реализации инвестпроектов с трех лет до одного года. До лучшей региональной практики – снижения срока согласований до семи месяцев – не далеко. Решить задачу должна так называемая дорожная карта инвестора, разработка которой завершается департаментом экономразвития совместно с институтом регионального развития. Карта собирается на основе федерального законодательства, конечно, в ней не будет указано, кому и сколько надо занести, чтобы процесс пошел быстрее. Зато если потенциальный инвестор, двигаясь по документу, вдруг, зайдет в тупик, властям (активно борющимся с коррупцией на всех уровнях) сразу будет видно, где у них слабое место.
Говоря о современных технологиях, призванных облегчить жить инвесторам, да еще и пришлым, Гусев упомянул об геоинформационной интерактивной инвестсхеме. Проще говоря, готовится еще один интернет-ресурс, который наглядно отобразит ситуацию в регионе, включая общие сведения о нем, данные о свободных площадках, инфраструктуре, трудовом потенциале. Отдельная боль облправительства - интенсификация инвестпроцессов в районах с низким уровнем экономического развития. К таковым официально отнесены Бутурлиновский (с его-то потенциалом), Верхнемамонский, Кантемировский, Петропавловский, Репьевский и Терновский районы. Планом по их развитию также предусмотрены дополнительные преференции для инвесторов, решившихся на проекты на территории районов. Как сказал Гусев, пока в шести упомянутых районах заявлено 22 проекта на общую сумму около 1 млрд рублей.
Как отметил вице-губернатор, ежегодно на меры господдержки претендуют гораздо больше инвесторов, чем может обеспечить облбюджет. Например, в текущем году, чтобы ответить на все запросы в казне региона не хватает 192 млн рублей. А уже в 2013 году данная цифра может возрасти до 400-500 млн. Еще около 600 млн потребуется на развитие второй части Масловской промзоны. Гусев предложил синхронизировать объемы направляемых в экономику области ресурсов и предельные объемы господдержки инвестдеятельности. Источником финансирования, по оценке управленца, могут выступить дополнительные поступления от уже реализующихся проектов в рамках программы социально-экономического развития области - порядка 1 млрд рублей в год. Губернатор идею поддержал: «Привлекательность региона во многом зависит от того, будет ли видеть инвестор, что его здесь не только поддерживают, но и защищают. Надо еще раз выяснить узкие места, что мешает инвесторам».
«Всем надо понимать, что значит в 2010 году рост инвестиций на 30%, когда по России показатель был равен 8%, - продолжил глава региона. - Колоссальный объем. К созданной базе в прошлом году добавили прирост еще в 10%. В результате все дает возможность увеличивать доходную часть. Если идет перевыполнение от инвестиций, доходы увеличиваются внепланово – значит, возможно увеличить поддержку». К слову, памятуя о грядущем создания института омбундсмена по инвестициям, Алексей Гордеев предположил, что в нашей области подобным статусом может быть наделен президент региональной Торгово-промышленной палаты (сейчас ответственный пост занимает Юрий Гончаров).
О том, что все-таки не все инвесторы ведут свой бизнес цивилизованно, постарался высказаться председатель областного совета профсоюзов Алексей Овчинников. По его словам, один из бизнесменов, пришедших в Россошь, позабыл о своих социальных обязательствах и не особо заботится о местных жителях. «Бандитов мы в область не допустим, - отрезал губернатор. - Но все должны понять: если люди создают производство, вкладывают в него свои деньги – это хорошо. Та курица, которая вырастит из сегодняшнего цыпленка, и будет нести золотые яйца. У нас нет таких инвесторов, которые бы попали в поле зрения правительства, потому что жульничают или недоплачивают зарплату». Алексей Гордеев предложил председателю облсовпрофа продолжить совместную работу над тем, «чтобы на всех предприятиях региона зарплата не была ниже прожиточного минимума». Кроме того, губернатор призвал обратить внимание на предприятия, в том числе бюджетные, где основные рабочие получают не более 25 тыс. рублей, а топ-менеджеры официально зарабатывают по миллиону в месяц. Разницы в зарплатах в 40 раз в организациях, да еще с госучастием, по мнению главы региона, быть не должно.
Добавим, что по показателю темпов роста инвестиций в основной капитал область должна стремиться попасть в пятерку регионов-лидеров уже к 2015 года. При этом эксперты предупреждают: основным источником инвестиций в последнее время все чаще становится федеральный бюджет, доля собственных средств предприятий сокращается. И кардинально улучшили статистику области за провальный для страны кризисный 2009 год, как раз, госинвестиции в Нововоронежскую АЭС-2. Однако ведущиеся на территории региона федеральные стройки грозят в большинстве своем закончиться уже в 2013 году. Будем надеяться, в тоже время во всей красе проявят себя многочисленные промзоны.
Цифры говорят
В ходе заседания облправительства руководитель департамента экономического развития области Анатолий Букреев представил анализ эффективности работы органов власти региона на основе 329 показателей, утвержденных федеральным центром. По предварительным данным Минрегионразвития РФ, наша область за 2011 год по уровню эффективности повысила свой рейтинг с 36 до 27 места, по комплексной оценке продолжает занимать 17 место, по динамике эффективности – 4-5 места. По сравнению с 2010-м, в рейтинге субъектов РФ область поднялась по уровню бедности с 76 места на 54-е, по объему прямых иностранных инвестиций – с 58 места на 27, по индексу промпроизводства – с 69 места на 37, по удельному весу прибыльных, крупных и средних, сельхозорганизаций – с 64 места на 40-е. Отраслевой анализ выполнения показателей свидетельствует о существенном улучшении рейтингов в сфере образования, здравоохранения, строительства и ЖКХ. Как на деле меняется наша жизнь, каждый воронежец может сделать свой вывод. Букреев же добавил, что по удовлетворенности населения деятельностью органов исполнительной власти область занимает в общероссийском рейтинге 2-3 места, в том числе по удовлетворенности информационной открытостью входит в первую десятку. В целом же руководители разных ведомств раскритиковали уместность некоторых показателей.
«Отношение населения и предпринимателей к власти – вот два главных показателя, которые и надо брать в первую очередь во внимание каждому руководителю, будь то руководитель района или департамента, или губернатор, - резюмировал Гордеев. - Можно многое делать, но если ты видишь, что население или предприниматели тебя не поддерживают и не понимают, сразу встают вопросы – то ли ты делаешь? Каждый служащий должен понимать, за что конкретно он отвечает, за какой показатель, маленький или большой. И если по итогам года показатель «завалился», то с него должен быть спрос». Губернатор поставил задачу улучшить в ближайшие три года значения показателей эффективности до уровня выше, чем средний по России и ЦФО.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".