В выходные завершился Санкт-Петербургский международный экономический форум, который обычно характеризуется множеством контрактов в топливно-энергетическом комплексе. Но гостям Северной столицы пришлось вести переговоры на фоне резко падающей цены на нефть - эталонный сорт Brent упал почти на пять долларов, ниже психологической отметки в 90 долларов за баррель. Как следствие - минимум соглашений, все больше договоров о намерениях, а в кулуарах - рассуждения о второй волне глобального кризиса. Настораживает, что официальные лица заговорили о построении новой экономики, не завязанной на продажу природных ресурсов. В нашей области в качестве ведущей отрасли укрепляется сельское хозяйство.
Президент Владимир Путин заявил, что России нужна новая экономика, не зависящая от цен на нефть, которая все чаще становится источником мирового беспокойства. Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов развил мысль: новым источником роста должны быть инвестиции, и правительству РФ предстоит кардинально улучшить инвестиционный климат. Казалось бы, все время президентства Дмитрия Медведева мы жили под лозунгом "Добро пожаловать, вложения в отечественную экономику", звучали обещания всячески помогать экономическим донорам, но инвестиционного бума что-то не видно. Скорее, судя по словам Белоусова, наоборот. Впрочем, и без того от мировых экономических настроений мы давно и прочно зависим.
По оценке бывшего главы Минфина Алексея Кудрина, Россия находится в начале полновесного кризиса нового типа, а нынешнее руководство страны не осознает масштаба грядущей напасти. "На форуме состоялось серьезное обсуждение ключевых мировых проблем, но ситуация значительно хуже, чем было представлено, - заявил Кудрин журналистам. - Трудности Греции не разрешены и, скорее всего, уже не разрешаься. Ее выход из еврозоны, по-моему, практически неизбежен. По ряду показателей мы хуже готовы к кризису, у нас меньше резервов. Нам кажется, что есть большой опыт, знаем, что делать. Но новый кризис будет иметь свои особенности. Придется на ходу смотреть, как он начнет разворачиваться".
"Вторая волна кризиса для России будет означать резкое падение внешнего спроса, сопровождаемого падением цен на товары российского экспорта. Нас ожидает сокращение производства в Европе, замедление темпов роста в Китае и Индии. Поэтому в России нужно делать ставку на стимулирование внутреннего спроса", - уверен эксперт аудиторско-консалтинговой компании "Финансовые и бухгалтерские консультанты" Игорь Николаев. По его словам, вторая волна кризиса может оказаться более продолжительной и чувствительной. И рассчитывать на рецепты, которые правительство опробовало в 2008 - 2009 годах, не стоит: "Наши антикризисные меры не смогли предотвратить рекордный спад экономики на 7,8% ВВП, чего не было ни в одной из стран "двадцатки". Поэтому трудно согласиться с теми чиновниками, которые говорят, что они готовы во всеоружии встретить новую волну".
Очевидно, что федеральные власти в любом случае не откажутся от антикризисных методов трехлетней давности, которые включали госгарантии производственникам, накачку банков дешевыми деньгами, вето на сокращение работников и помощь госкорпорациям. В правительстве обсуждается антикризисный план, состоящий из четырех частей: бюджетные и социальные меры, поддержка реального и финансового секторов. Медведев с министрами обещают разработать вариант бюджета на черный день - когда цены барреля нефти упадут до 60 долларов, для чего попросят у президента и парламента возможности распоряжаться 500 млрд рублей без внесения поправок в бюджет. Действительно, вдруг кому-то срочно понадобятся вливания из казны, а различные согласовательные процедуры займут слишком много времени. Закрадывается мысль, что, если бы кризиса не было, его следовало бы придумать. Надо же иметь возможность проветривать различные госфонды.
Новый глава Минфина Антон Силуанов обмолвился, что Россия намерена зарезервировать 40 млрд долларов из резервного фонда в 2012 и 2013 годах для поддержки отечественной экономики в случае углубления кризиса в еврозоне. Сейчас в резервном фонде и фонде национального благосостояния 145 млрд долларов. То есть, если нефть упадет до минимумов 2008 - 2009 годов (50 долларов за баррель), денег хватит примерно на год. Дальше надо будет или серьезно урезать расходы бюджета, или резко девальвировать рубль. Сейчас заначка за пазухой государства примерно в полтора раза меньше, чем в 2008-м. Но, как говорят эксперты, проблема не в ее размерах. А в том, что для балансировки бюджета теперь нужна нефть дороже 100 долларов за баррель, а тогда хватало 70. Благо сейчас курс рубля колеблется гораздо свободнее, частично компенсируя потерю бюджетных доходов.
Напомним, в мае рубль упал по отношению к доллару на 15%, в начале июня приближался к отметке 34 рубля за доллар. Но к концу прошлой недели доллар стоил 33,5 рубля. Антон Силуанов вспомнил, что раньше бывали падания и существеннее, а сегодня переживать не за что, ведь у Центробанка достаточно возможностей для того, чтобы удержать курс рубля, если потребуется. Лучше всего на тему национальной валюты высказался, кажется, Путин: "Не надо ориентироваться на апокалипсис в мировой экономике, надо надеяться, что ситуация будет лучше... Если курс рубля шевелится, значит, он живет. Политика плавающего курса, проводимая ЦБ, сдерживает инфляцию и предупреждает резкие скачки".
В общем, нам остается жить надеждой на лучшее. Тем более что бросаться в крайности: бежать затариваться солью, спичками и консервами - и опасно (можно спровоцировать искусственный дефицит), и накладно (консервированное мясо нередко стоит дороже свежего). К слову, тенденции экономического развития области в первом квартале 2012 года вроде бы соответствовали общероссийским параметрам. Положительный вклад в экономический рост внесли промпроизводство, сельское хозяйство и строительство, поддержанные усилившимся потребительским спросом. Показатели промышленности за первые месяцы выросли на 43,7%, в том числе производство и распределение электроэнергии, газа и воды увеличилось почти в два раза. Высокие темпы во многом обусловлены возобновлением работы пятого энергоблока НВ АЭС после модернизации. Объем сельхозпроизводства вырос на 12,7%, в том числе мяса - на 15%, молока - на 10,7%, яиц - на 2,5% (в области реализуется более 70 инвестпроектов по развитию животноводства с общим объемом финансирования 55 млрд рублей, кроме того, к 1 апреля местным сельхозпроизводителям оказана поддержка из бюджетов разных уровней на сумму 725,8 млн). Устойчивым трендом с начала года остается расширение потребительского спроса со стороны населения. Региональные рынки розничной торговли и платных услуг выросли на 15,5% и 17,3%. Стало быть, наши граждане смело и усердно тратят свои сбережения, не обращая внимания на страшилки о новой волне кризиса. И не такое видали.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".