В рамках празднования 15-летнего юбилея президентской программы в воронежском госуниверситете прошел круглый стол, на котором обсуждалась роль лидера в развитии регионов. Японские эксперты собирались удивить своей концепцией лидерства, однако в итоге сами поразились многогранностью отечественных менеджеров. По итогам мероприятия корреспондент «ВК» пришел к выводу, что наши сердца по-прежнему ждут перемен.
Как рассказал директор Федерального ресурсного центра по организации подготовки управленческих кадров Андрей Федоров, через президентскую программу прошло уже около 70 тыс. специалистов, многие из которых стажировались на ведущих зарубежных предприятиях или набирались опыта в передовых российских компаниях. А в рамках взаимных обменов более 350 иностранных менеджеров прошли стажировку в РФ. На ближайшие годы приоритетом программы будет подготовка эффективных управленческих кадров в социальной сфере. Что, признаться, пока звучит как оксюморон, особенно если представить уровень зарплат в нашей социалке. Согласитесь, сложно эффективно управлять, получая копейки. Однако статистика президентской программы в Воронеже обнадеживает: в среднем около 10% выпускников создают новое предприятие; ежегодно треть из них реализуют проекты с созданием новых рабочих мест, примерно столько же участников добиваются значительного снижения издержек на своих предприятиях; каждый четвертый реализует проекты со средним экономическим эффектом в 4 млн рублей.
Директор АНО «Японский Центр» Куросака Сёити подтвердил международную пользу от действия программы. Он в Воронеже за последний год побывал уже четыре раза, пообещал мощное японское присутствие в нашей области. Так как развитие связей с российскими регионами, оказывается, одна из задач японского бизнеса. Непосредственно по теме круглого стола выступил уже другой представитель страны восходящего солнца – главный консультант Японского центра производительности для социально-экономического развития Тоёхико Суэ. Он вызвался рассуждать о роли лидера в эпоху перемен.
«Производить изменения – это и есть лидерство, - поделился мыслью Суэ, обмахивая себя огромным веером с японской символикой. - Самое большое изменение – создание компании». Тоехико указал на два источника лидерской силы: личная власть (характер, привлекательность, харизма) и сила позиции, то есть, полномочий. Переходя к конкретным примерам, Суэ толи в шутку, толи в серьез заметил, что из-за проблемы с лидерами сейчас в Японии политическая нестабильность. За последние годы в стране сменилось около десятка премьер-министров. То ли дело в России: всего два президента, которые просто поменялись местами. Хоть за круглым столом и собрались в основном люди хорошо образованные, даже патриотически настроенные, от улыбок они не удержались. Где на самом деле нестабильность и стагнация, еще посмотреть надо. Суэ начали задавать вопросы.
«Управленцами становятся, а не рождаются, - Суэ отвечал идиомами, к сожалению, не поясняя свою мысль (вообще он говорил много, но переводчик все сводил к нескольким предложениям). - Власть тех, кем управляют очень важный аспект. Людям, которыми управляют, может не хватать зрелости, чтобы понимать доносимые до них идеи». «Если поселять в душах беспокойство, мотивация не получится». Руководитель центра подготовки управленческих кадров, профессор Владимир Эйтингон спросил у Тоехико: а может быть консервативный лидер, сопротивляющийся изменениям? Эксперт взял паузу, чтобы поразмыслить: «Думаю, есть и такие. Может быть, Махатма Ганди». У меня, признаться, напрашивались примеры из настоящего времени. Владимир Наумович тоже не согласился с Суэ, напомнив слова Ганди о том, что если бы не было перемен, не было бы и жизни. «Вторая сторона оранжевых революций - египетский лидер, - привел свой пример Эйтингон. - Все это предмет для дискуссий».
Еще один вопрос, который показался Тоехико очень сложным, звучал так: Япония - страна закона или лидеров? «Страна лидера, который изменяет закон», - ответил Суэ. А отечественные коллеги рассказали ему российскую поговорку: «Закон, что дышло». Суэ заулыбался. Подводя итоги дискуссии, профессор Эйтингон согласился, что лидер необходим для изменений, а изменения не возможны без лидера.
«Мы живем во время, которое отличается необычайно высокой динамичностью перемен, - резюмировал Владимир Наумович. - Кто когда-то запустил неудачную китайскую поговорку относительно неудобства жить в переменах. Ересь. Если хотите пользовать расхожую фразу, Ричард Паскаль, известный деятель в области бизнеса и менеджмента, изрек: «Сегодня ключевая компетенция состоит в способности к переменам». А Джавахарлал Неру приблизительно полвека назад говорил тоже самое: «Максимум, на что мы можем рассчитывать, не на отсутствие перемен, а на управляемые перемены». Фокус создания президентской программы в том и заключался, чтобы воспитать людей, способных к изменениям. Способных изменяться самим и способных к продвижению изменений в жизнь. Знаете, всякое изменение вызывает сопротивление. Преодолеть сопротивление – тоже изменение. Это тоже надо иметь ввиду». Выпускники президентской программы, получили еще один урок от своего учителя.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".