|
С учетом всех этих оговорок очень достойно в качестве инвестиционных валют смотрятся шведская и норвежская кроны. Напомним, шведская крона получила поддержку на прошлой неделе после того, как лидеры 27 стран Евросоюза на двухдневном саммите в Брюсселе договорились удвоить размер антикризисного «чрезвычайного фонда» помощи восточноевропейским членам ЕС — с 25 до 50 млрд евро — для решения проблем долга и экономического спада в условиях глобального кризиса.
По мнению старшего трейдера и аналитика Saxo Bank Кена Векслера, меры по укреплению сотрудничества в еврозоне, направленного на борьбу с кризисом и рисками дефолта в целом, рассматриваются как положительный фактор для валюты. «Шведская крона в последнее время «незаслуженно» снижалась, — говорит эксперт. — В основном, это было связано со значительным участием шведских банков в восточноевропейском и прибалтийском рынках. Давление на валюту оказывал и спекулятивный сегмент, и когда уляжется пыль вокруг воспринимаемой угрозы дефолтов в Восточной Европе, мы можем рассчитывать на укрепление кроны и ее движение к справедливому курсу».
Аналитики банка HSBC «болеют» за норвежскую крону. В своем исследовании они назвали ее «лучшей валютой в мире». Основная причина состоит в том, что бюджет Норвегии и сальдо текущих операций страны являются самыми значительными среди европейских государств, сохранивших национальные валюты. Аналитики напоминают об огромном размере инвестфонда страны (350 млрд долларов), сформированного за счет поступлений от продажи нефти. Кроме того, по оценкам экспертов, в этом году ожидается сокращение производства в Норвегии всего на 1,2%. Все эти факторы являются ключом к стабильности национальной валюты, а также залогом ее роста в ближайшие год-полтора.
«Основополагающие показатели норвежской экономики указывают на то, что валюта этой страны является новой зоной безопасности, особенно в свете резкого ухудшения ситуации для швейцарского франка и доллара, — соглашается Кен Векслер. — Нация могла бы безбедно существовать на одной только процентной ставке от нефтяных поступлений. Вдобавок следует учитывать состояние экономической инфраструктуры и экономический рационализм правительства в течение последних 20 лет, позволяющие утверждать, что это страна переживет текущий глобальный кризис легче других европейских стран». Аналитик уверен, что единственной превентивной мерой в ближайшей перспективе может стать снижение процентной ставки Центробанком страны.
Не теряет своей привлекательности и иена. «Иена может понравиться тем, кто любит рисковать через инвестиции или через сделки с валютами. Долгое время она считалась валютой, по которой совершались лишь спекулятивные сделки. Тем не менее, она позволяет заработать и больше всего подойдет тем, кто любит риск», — резюмирует член правления Центра экономического прогнозирования Латвии Райта Карните.
Правда, положение иены в последнее время сильно пошатнулось. Кратковременное укрепление в марте, во многом связанное со смягчением финансовой политики, в том числе с желанием ФРС США влить в экономику порядка 1 трлн долларов, вновь сменилось падением. Прогноз МВФ относительно падения японского промпроизводства в этом году практически на 6% также не добавляют оптимизма.
«Начиная с 19 марта японская валюта потеряла по отношению к доллару почти 4%. Динамика пары доллар-иена объясняется сегодня прогнозами о том, что на поддержку европейской и японской экономик будет выделен существенно меньший объем средств, чем в США, что поддерживает доллар», — отмечает инвестиционный консультант ИК «Финам» Андрей Сапунов.
Несмотря на то, что швейцарский франк всегда входил в список устойчивых валют, его привлекательность на сегодняшний день остается под вопросом. Из-за угрозы дефляции правительство Швейцарии в марте вынуждено было объявить девальвацию валюты. Таким образом, динамика котировок швейцарского франка по отношению к остальным валютам в текущий момент определяется политикой государства по поддержке экспорта, предусматривающей обесценивание франка.
Девальвация франка вступила в активную фазу с 11 марта, и за два дня он потерял по отношению к доллару более 3,5%. Тем не менее с 17 марта франк на фоне девальвации доллара смог укрепиться к американской валюте более чем на 5% и сегодня стабилизировался на уровне 1,12 франка за доллар. «Несмотря на относительную стабилизацию курса в последнюю неделю, риски продолжения девальвации швейцарского франка к доллару сохраняются, что несет определенные риски при инвестициях во франк. Дополнительную негативную динамику швейцарскому франку придают предложения некоторых членов ЕС изменить законодательство страны по банковской тайне, что может отрицательно отразиться на состоянии банковской системы страны и спровоцировать отток капитала», — объясняет Андрей Сапунов.
По мнению преподавателя Экономического университета в Братиславе Владимира Бачишина, вкладываться во франк имеет смысл в расчете на невысокие доходы. «Небольшая прибыль компенсируются значительной устойчивостью данной валюты», — отмечает эксперт.
Британский фунт, значительно потерявший в последние месяцы, теперь стал укрепляться по отношению к основным валютам. За две недели, с 10 по 24 марта, курс британской валюты вырос по отношению к доллару более чем на 6,5%. «Укрепление курса британского фунта на фоне ослабления доллара по отношению к остальным валютам можно объяснить поиском инвесторами новых возможностей вложения средств. При этом статистика последних дней показывает, что фунт укрепляется не только к доллару, но и к евро, хотя и менее существенно. По нашим оценкам, положительная динамика фунта по отношению к остальным валютам имеет шансы продолжиться в среднесрочной перспективе», — комментирует Андрей Сапунов.
Кен Векслер из Saxo Bank отмечает значительную недооцененность фунта. «Принимая во внимание негативные прогнозы по росту еврозоны, ситуация для фунта выглядит скорее обнадеживающей. Реакция со стороны государства на экономический кризис была более жесткой, чем в странах Евросоюза, что, в конце концов, должно выразиться в усилении этой валюты», — прогнозирует он.