|
В 2008 году Россия более чем в 3,5 раза нарастила свои вложения в облигации Американского казначейства (US Treasures, UST). По данным российского минфина и Федеральной резервной системы (ФРС) США, в конце года эти вложения достигли $116,4 млрд по сравнению с $32,6 млрд в декабре 2007 года.
Россия размещает в этих американских бумагах средства своих стабфондов – Резервного фонда и Фонда благосостояния. С учетом того, что суммарно в этих фондах по состоянию на 1 января 2009 года находилось $225 млрд, более половины денег вложены в обязательства Американского казначейства.
Благодаря такому рывку Россия вышла на пятое место в мире по объему вложений в UST (при расчете на одну страну). Впереди нее – лишь Китай, Япония, Великобритания и Бразилия.
Экспертов политика Минфина и Центробанка не удивляет. «Любая страна, у которой резервы в валюте, естественно, будет держать их в ценных бумагах, которые номинированы в этих деньгах, то есть фактически в американском долларе», – замечает руководитель аналитического департамента ИК «Совлинк» Михаил Армяков. А резервы российских стабфондов до декабря 2008 года постоянно росли.
Впрочем, такой заметный рост, как у России, объясняется и дополнительными факторами.
России пришлось переложить в американские госбумаги средства, вложенные прежде в «квазигосударственные» обязательства, в частности в облигации компаний Fannie Mae и Freddie Mac.
Кроме того, полученный результат во многом зависит от момента переоценки активов. Стоимость облигаций в течение прошлого года значительно выросла, поскольку спрос на безрисковые активы был достаточно большим, замечает начальник отдела рыночной аналитики ФК «Открытие» Валерий Пивень.
UST до сих пор являются эталоном надежности, это вполне разумный в нынешних условиях способ сохранения средств российских суверенных фондов. А вложения в облигации других стран – это другая валюта и иные, менее ликвидные рынки, замечает младший управляющий УК «Ренессанс – Управление активами» Михаил Борисов.
Правда, Америка испытывает хронические проблемы с дефицитом своего бюджета. Для его покрытия она уже нарастила госдолг почти до $11 трлн, но в 2009 году он обещает вырасти до рекордного со времен последней мировой войны уровня в 12,3% ВВП, или $1,75 трлн. «Если мы рассматриваем совершенно гипотетическую теорию банкротства США, американские доллары сами по себе не будут никому нужны, – рассуждает начальник отдела рыночной аналитики ФК «Открытие» Валерий Пивень. – И тогда спасения от потерь не будет вне зависимости от того, держали ли мы средства в наличности или в облигациях».
Но пока эксперты считают такой сценарий именно что гипотетическим. «Можно, конечно, предположить, что США может объявить какой-то дефолт, но это крайне невыгодно стратегически, учитывая, что доллар – основная резервная валюта, – поясняет Борисов. – Поэтому тяжело представить себе ситуацию, при которой Америка решит пожертвовать этим гигантским преимуществом ради того, чтобы сэкономить пару триллионов долларов или несколько процентов к инфляции, потому что она эти триллионы может напечатать».
В дальнейшем ЦБ может все же попытаться диверсифицировать валютные риски, предполагают эксперты, например увеличить долю золота.
Скорее всего, в ближайшем будущем у финансовых чиновников по этому поводу голова болеть не будет – бюджет 2009 года, по их планам, будет сведен с дефицитом порядка $90 млрд, и часть этого дефицита будет покрываться за счет средств стабфондов. Уже сегодня, 2 марта, российский премьер-министр Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам призвал внести изменения в Бюджетный кодекс для юридически корректного пополнения дефицита за счет средств Резервного фонда.