Так, согласно информации департамента, на 1 октября просроченная статистическая задолженность по заработной плате в Воронежской области составляет 1,8 млн. рублей. Сформирована она ЗАО «Борисоглебскгазстрой» и будет погашена в соответствии с графиком до конца текущего года. По уровню статистической задолженности по заработной плате область занимает второе место среди регионов ЦФО. Более стабильная ситуация отмечается только в Липецкой области, где задолженность на отчетную дату отсутствует.
Отдельно Анатолий Букреев отметил позитивную роль в этой работе «горячих линий», организованных на сайтах департамента экономического развития области, муниципальных районов, инспекции труда и прокуратуры. Почти 80% информации о проблемах в сфере трудовых отношений поступило от граждан с помощью средств массовых коммуникаций. С начала года в районных СМИ опубликовано более 150 статей по вопросам выплаты заработной платы по серым схемам, что практически в 2 раза превышает показатель прошлого года.
Что касается легализации трудовых отношений, то мероприятия в этом направлении реализуются в рамках Соглашения между Федеральной службой по труду и занятости и правительством Воронежской области, согласно которому органы исполнительной власти взяли на себя обязательства официально трудоустроить в 2015 г. 65 тысяч 233 жителя. Данный контрольный показатель по трудоустройству доведен до глав администраций муниципальных образований, на которых и возложена ответственность за его достижение.
На сегодняшний день на основе трудовых договоров в городских и сельских поселениях трудоустроено 34 тысячи 325 работников, или 53%, что позволило увеличить месячный фонд оплаты труда на 340 млн. рублей. Однако достигнутый темп трудоустройства руководитель департамента назвал неудовлетворительным. Наиболее низкие результаты отмечаются в Новоусманском (22%), Петропавловском (24%) и Острогожском (25%) муниципальных районах. Еще 10 районов не вышли на показатель 50%.
Следующее направление – мониторинг уровня оплаты труда в хозяйствующих субъектах. В рамках данного направления с начала года на заседаниях муниципальных комиссий по мобилизации доходов рассмотрены почти 2 тысячи организаций с численностью 26 тыс. человек. В результате дополнительные поступления НДФЛ от повышения уровня оплаты труда составили 35 млн. рублей.
Реализация мероприятий по контролю в сфере оплаты труда с учетом складывающейся экономической ситуации в стране и области позволили обеспечить темп роста среднемесячной заработной платы на уровне 105,2%, что соответствует среднероссийскому показателю. Так, неплохой рост демонстрировали организации в обрабатывающих производствах (107,3%), торговли (108,9%), в сельском хозяйстве (109%). Однако проблемной остается оплата труда в строительстве (97,9%), и на этом будет сделан акцент в 2016 году.
Однако темп роста НДФЛ за 9 месяцев текущего года составил 102,3% относительно соответствующего периода прошлого года. Имеющаяся диспропорция в темпах роста заработной платы и НДФЛ определяется двумя факторами.
Так, в 2014 году расходы населения на покупку недвижимости возросли на 157%. Соответственно произошел рост возмещения по НДФЛ. По данным УФНС России по Воронежской области за первое полугодие текущего года указанное возмещено составило 1338,6 млн. рублей, что на 295,8 млн. рублей (28%) больше, чем за первое полугодие 2014 года.
Второе: средства предприятий, предназначенные на оплату труда работников и уплаты НДФЛ, направляются на пополнение кассовых разрывов и оборотных средств и т.д., так как кредитные ресурсы зачастую организациям не доступны.
Повысить результативность проводимых контрольных мероприятий, по словам Анатолия Букреева, позволит изменение налогового законодательства, предусматривающего с 2016 года ежеквартальное декларирование организациями – налоговым агентами начисление и уплату НДФЛ.
На основании изложенного предлагается в целях оперативного реагирования на факты несвоевременной выплаты заработной платы и уплаты НДФЛ департаменту экономического развития совместно с УФНС по Воронежской области разработать систему ежеквартального мониторинга за своевременностью и полнотой уплаты НДФЛ по муниципальным районам (городским округам) в разрезе хозяйствующих субъектов. Кроме того, необходимо разработать план мероприятий на 2016 год, направленных на активизацию работы муниципальных комиссий по мобилизации доходов в части мониторинга уровня оплаты труда и уплаты НДФЛ в хозяйствующих субъектах. Для активизации работы по легализации заработной платы
Алексей Гордеев одобрил все предложения, подчеркнув при этом, что для усовершенствования системы крайне необходимо менять модель работы с налогоплательщиками.