Если сравнивать налоговую систему России и развитых стран Европейского союза, США, можно сказать, что налоговая нагрузка на физлиц в России существенно ниже, и по некоторым категориям налогов – отсутствует в принципе.
В подавляющем большинстве развитых и развивающихся стран налог на доходы физлиц выше, чем в РФ (около 20-40%, иногда и выше), при этом имеется прогрессивная шкала налога, в отличие от России, где превалирует фиксированная ставка 13%. Кроме того, в подавляющем большинстве развитых стран ставка по налогу на доходы физлиц выше или существенно выше (иногда – почти в 2 раза), чем ставка по налогу на прибыль компаний. Таким образом государство стимулирует предпринимательство, чего нельзя сказать про Россию.
Интересно, что в подавляющем большинстве развитых стран имеются значительные налоги на наследство, которые могут превышать 50%,из-за чего особой популярностью за границей часто пользуются услуги управления активами семьи и грамотной их передачи следующим поколениям с минимальными тратами, работой с трастами и семейными фондами и т.д. В развитых странах налоговое планирование наследства является достаточно прибыльным бизнесом с высокой конкуренцией.
Что же касается транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физлиц, в развитых странах ставки по ним могут быть несколько выше, чем в РФ, но не существенно, например, в среднем до 2-5% от стоимости недвижимости (в РФ – до 2%). Другое дело, что оценочная стоимость недвижимости в них близка к рыночной и, как правило, составляет 50-80% от нее, а не так, как в России, где на земельный налог и налог на имущество могут составлять порядка 6-10 тыс. руб. в год или даже меньше.
Разумеется, некорректно было бы сказать, что в России физлица находятся в более благоприятной ситуации относительно налогов, чем за рубежом, т.к. уровень жизни в России в среднем существенно ниже, и даже не самые крупные суммы по налогам могут быть ощутимы для бюджета. Скорее правильнее будет сказать, что в РФ неравномерное налогообложение, когда ставки для обеспеченных граждан примерно такие же по всем видам налогов, как и для лиц с доходами ниже среднего.
В этом смысле было бы обоснованно постепенно приходить к прогрессивной шкале налогообложения по всем налогам, приближению оценочной стоимости налогооблагаемых активов к рыночной и введение льгот для малообеспеченных слоев населения, чтобы низкие налоги были скорее исключением для особых категорий граждан, чем правилом для всех. Российская налоговая система постепенно приближается к этому, вводя налог на роскошь (по сути – повышенный налог для владельцев дорогой недвижимости и транспорта) и налог на недвижимость, который должен заменить земельный налог и налог на имущество физлиц, который будет привязан к стоимости недвижимости и земли, более или менее приближенной к рыночной.
Если изменения в налоговую систему РФ будут воплощены в жизнь, налоговая нагрузка для владельцев недвижимости и транспорта возрастет, в основном это коснется обеспеченных лиц. В отношении налога на доходы физлиц – на текущий момент перехода на прогрессивную шкалу не ожидается, хотя это было бы вполне резонно, исходя из опыта развитых стран. Другое дело, что при таком сценарии «антиналоговые» схемы явно активизируются, и основная налоговая нагрузка может лечь скорее на лиц выше среднего, но не сверх обеспеченных граждан, т.к. они, скорее всего, просто не будут показывать большую часть доходов и имущества, а также будут использовать схемы оптимизации налогообложения с использованием оффшорных зон, трастов и т.д.
Наталия Смирнова, руководитель направления персональное финансовое планирование Финансовой группы БКС*
*Юридическое лицо, оказывающее услуги – ОАО «БКС Банк», Лицензия ЦБ РФ №101 от 27.03.2012 г.