Топливный круг
Рост цен на бензин чреват подорожанием услуг перевозчиков
С начала сентября цены на различные виды горючего в Воронежской области выросли на 12 - 20%. Эксперты ожидают, что до конца года стоимость топлива в нашей стране - одной из главных экспортеров нефти и газа - повысится на столько же. Так что ценники на местных автозаправках, скорее всего, поменяются не раз.
По данным Росстата, если в конце августа литр самого популярного 92-го бензина стоил на заправках области в среднем 27,7 рубля, то к началу сентября цена поднялась до 27,9 рубля. Воронежская область оказалась на 3-м месте среди регионов Центрального федерального округа по темпам удорожания топлива. Нас обошли лишь Владимирская (28,05) и Московская (28,41) области. Ну а самые низкие цены на 92-й - в Орле. Там литр стоит в среднем 24,83 рубля.
Заметно подорожал и бензин Аи-95: в конце августа на воронежских заправках его продавали за 29,14 рубля за литр, а спустя неделю - уже за 29,33. Еще быстрее, кажется, растет средняя стоимость дизельного топлива: с 27, 81 рубля в конце августа до 27,93 рубля за литр в сентябре. В общем, так называемая психологическая отметка, при которой основные виды топлива перешагнут порог в 30 рублей за литр, кажется уже и не такой критической.
Когда сбываются прогнозы
Сами представители отрасли еще летом прогнозировали грядущий рост цен на бензин, причем не на копейки, а в среднем на 2 - 2,5 рубля. Причины назывались в основном сезонные. "Со второй половины августа граждане возвращаются из отпусков, наступает уборочная страда - потребление бензина увеличивается. Возросший спрос толкает цены вверх, - рассуждал исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. - Мы оцениваем этот сезонный рост в 15% по сравнению с остальными месяцами года". Также, по мнению эксперта, свое влияние на стоимость топлива внутри страны оказала дорожающая нефть: "Это легко проследить по отношению к солярке, которая в оптовом звене подорожала серьезнее, чем бензин. Просто у дизтоплива сейчас экспортная составляющая лучше, его выгоднее продавать за рубеж, поэтому и цена на него на внутреннем рынке растет ощутимо быстрее".
Рост оптовых цен на топливо Сергиенко назвал отложенной компенсацией реального повышения цен, связанного с ростом акцизов. Ведь с 1 января ставки акцизов на бензин и дизтопливо в нашей стране подскочили на 29 - 32,6%. А стоимость бензина в рознице в первые месяцы года оставалась почти неизменной. Череда выборных кампаний играла свою роль. И теперь на ближайшие 3 года продавцы топлива обещают нам неоднократную замену ценников на АЗС. Тот же Сергиенко уточнил, что речь ни в коем случае не идет о дефиците бензина. Дескать, нефтеперерабатывающие заводы давно перешли на схему создания резервов топлива перед профилактическими ремонтами. Поэтому, когда они останавливаются, объемы горючки, поступающей на рынок, не снижаются.
Если бензин продолжит набирать в цене с опережением среднегодовой инфляции, то к концу года рост цен на него может составить около 14%. По словам начальника отдела генерации баз данных Российского энергетического агентства Сергея Ильина, за первое полугодие стоимость бензина и солярки уже подросла на 9,7%. Так что все действительно идет к тому, что на Новый год одна из самых востребованных потребителями марок высокооктанового бензина Аи-95 будет стоить около 32 рублей за литр.
У завлабораторией прогнозирования ТЭКа Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Валерия Семикашева свои объяснения роста цен на топливо. Ученый ссылается на низкий технологический уровень отечественных НПЗ и монополизацию региональных рынков. Семикашев тоже считает, что Аи-95 к концу года может подорожать до 32 рублей, а 92-й бензин превысит планку в 30 рублей. Директор Института экономики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ВШЭ Виктор Колесник напоминает, что рост цен на топливо непременно сказывается на стоимости услуг в ЖКХ и электроэнергетике.
Вредно для бизнеса
По мнению председателя комитета по транспорту и логистике Торгово-промышленной палаты области Ивана Корнюшкина, повышение цен на топливо в конечном итоге затрагивает не только перевозчиков, но и каждую семью.
- Конечно, ничего полезного для бизнеса в данной ситуации мы не видим, - сказал Корнюшкин. - Всегда повышение цены на топливо - коммерческая составляющая нашей жизни. Ее обоснованность выражается желанием каждого бизнесмена получить максимум прибыли, но в то же время оставаться на рынке, не подпадая под большие налоги и штрафы. Даже при повышении оптовых цен каждому из владельцев сетей можно увеличивать цены по-своему. А вот власти напрямую влезать в ситуацию не могут. Рыночная экономика - в действии, мы сами выбрали такой путь. Но перевозчики будут реагировать, снижать убытки, стараться меньшим количеством транспорта перевезти больше грузов.
Руководитель управления Госавтодорнадзора по области Жозеф Еркнапешян также не видит сегодня чисто экономических оснований для повышения цен на топливо.
- Надо понимать, что в любом случае транспортники все затраты перекладывают на потребителей услуг, - предупреждает Еркнапешян. - В конечном итоге перевозчики начнут обращаться к властям с просьбами о повышении тарифа на проезд. А это отразится на благосостоянии большинства жителей. Цены на топливо, по-моему, удерживать можно.
Председатель областной профсоюзной организации работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Евгений Колотев считает, что цена на топливо прирастает пока медленно, но уже довольно приличное время.
- Это дополнительные расходы для транспортников, затем последуют просьбы от перевозчиков о повышении тарифов или об увеличении дотации из бюджета, - уверен Колотев. - Говорят, до конца года увеличение будет минимум на рубль, так что все еще впереди, хотя разумных объяснений тому мало. Почему на газ ежегодно цены повышаются на 15 - 20%, когда инфляция по стране всего 6%? Риторический вопрос. Антимонопольщики рапортуют, что "задушили" топливные компании штрафами за необоснованное повышение цен. Но ведь они увеличивают стоимость и определенное время получают дополнительный доход. Потом ФАС рассматривает ситуацию, видит нарушение, обращается в суд, потом в апелляцию, и только через 3 - 4 месяца добивается понижения цен. В итоге, предположим, антимонопольщики докладывают о штрафах на 300 млн рублей. Хорошо, но владельцы АЗС к тому времени заработали уже полтора миллиарда. И никто же нам потом эти переплаты не возвращает... Мы все помним, что первые полгода цены на топливо практически не росли. Оказывается, стоимость топлива может оставаться на одном уровне.
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".