На учет в воронежских военкоматах поставлены 142 «новых» гражданина РФ

Более 16 часов Воронежская область находится под угрозой атаки БПЛА

Воронежцев начали пугать украинской акцией «Отравление» ко Дню Победы

Зарплаты в Воронежской области подскочили на 20% с начала года

 

Видео атаки БПЛА на Воронежскую область опубликовали в соцсетях

Экс-глава Ямного под Воронежем попал под уголовное дело

День очень чувственный, но при этом обойдется без перегибов и ссор

Мотопробег «Ночных волков» в честь юбилея Победы прошёл в Воронеже

Воронежцам пообещали единый номер и чат-ботов для обращения к врачам

 

За задержку поезда «Москва – Волгоград» наказали 3 сотрудников воронежского завода

Путин отметил восьмерых воронежцев
 

Пожар в парке и поврежденные постройки: 22 БПЛА атаковали Воронежскую область

Очень бурный день с точки зрения эмоций. Есть опасность нарваться на серьезный конфликт

В этот день лучше рассчитывать исключительно на свои силы, так как окружающие будут заняты собственной персоной

Магнитные бури грозят подпортить майские воронежцам
 

Китайская компания утратила контроль над Pirelli с заводом в Воронеже

В половину больше мигрантов постановили выдворить из Воронежской области в 2024 году: 1555 против 1065 иностранцев

Воронежцев предупредили о распространении фейкового документа об угрозе холеры

Первую половину дня лучше посвятить вопросам финансов и транспорта, а вот после обеда стоит затаиться вновь

Темные энергии продолжат кружить в пространстве, поэтому ко всем делам стоит подходить крайне серьезно

Полиция опровергла информацию о забитом насмерть толпой в воронежском клубе подростке

Ангелина Мельникова будет баллотироваться в Воронежскую гордуму

Суд отказался взыскивать 647 млн рублей с владельцев воронежского «Синторга»

В центре Воронежа в день празднования 80-летия Победы ограничат продажу алкоголя

Подмосковная фирма запустит в Воронеже 12-минутный салют на 9 Мая

Получившего жуткую травму игрока воронежского «Факела» прооперируют в Казани

Воронежская область остается в оранжевой зоне опасности из-за заморозков

Астрологи предупреждают – неделя будет не из легких. А потому уже с понедельника стоит соблюдать определенную осторожность

Космодром надумали строить в Воронежской области

В мае проведут плановые отключения газа в Воронежской области

Культура

Классика для поколения Netflix: «Идиот» на сцене Камерного

some alt text
Если бы Netflix решил экранизировать роман Достоевского «Идиот», то получившийся сериал наверняка имел бы немало общего со спектаклем режиссера Андрея Прикотенко, работу которого воронежцы смогли оценить 9 и 10 июня в Камерном театре. 

 
«Идиот» Прикотенко – остросюжетный триллер, классический первоисточник которого хоть и отчетливо проступает на канве повествований, но, кажется, вполне успешно мог бы существовать в абсолютном отрыве от него. Действие сюжета перенесено в наши дни. Персонажи говорят со зрителем на одном языке. Текст был переписан полностью, рассказывает режиссер во время пресс-конференции. Для этого, в том числе, классику и осовременивают: если смыслы по сути те же самые, то контекст, культурный слой, люди, нравы –  уже другие. Поэтому в спектакле присутствует и абсценная лексика, и молодежный сленг, и даже песни на злобу дня.

– Спектакль – это сложная структура, в которой не всегда все можно взять и разложить по полочкам. Существует клише, что в театр приходят, чтобы развлекаться, что люди так сильно устают и им нужно дать отдохнуть. Однако мне кажется, что вся эта философия – это прошлогодний снег. Все уже давно изменилось. Зрителям внезапно стали интересны сложные сюжеты, длинные сюжеты. Людям стало интересно понимать что-то о себе через театр, – рассказывает Андрей Прикотенко.

 
Режиссера новосибирского театра «Старый дом» больше интересует не последовательность событий, а сложный «сломанный» внутренний мир персонажей. Их автор исследует внимательно, цепляясь за мимолетный взгляд, между репликами небрежно брошенный жест. Практически все персонажи спектакля у Прикотенко приобретают тот самый «мышкинский» комплекс. Вот он, ответ режиссера на вопрос: какими бы были герои Достоевского в наши дни. 

– Спектакль сделан по таким законам, когда все очень ощутимо и мир абсолютно реален. Он такой, как за нашими окнами. Можно выйти на улицу и встретить всех персонажей, существующих в нашей сценической реальности. Давайте обойдемся без аналогий с Иисусом хоть раз, отвечая на вопрос о том, кто такой Мышкин. Это все и так понятно. Если в двух словах попробовать сказать: бывают такие люди, которые появляются в среде, где уже существует определенный уклад, и вся эта структура, удобный привычный мир, почему-то начинает при них разваливаться к чертовой матери. Отчасти даже потому, что человек просто начинает называть вещи своими именами.

 
В эмоциональном плане спектакль достаточно сложный как для зрителя, которого то и дело ставят лицом к лицу с неудобными ситуациями, повышенными интонациями, неприятными вопросами, заставляют выбирать, как и для актеров.

– Спектакль – это трип в каком-то смысле. Ты делаешь шаг на сцену и оказываешься в другой реальности, в состоянии потока. Декорации делают пространство живым и трансформируемым, – рассказывает исполнитель роли князя Мышкина Анатолий Григорьев. – Мы получаем от зрителя обратную связь, когда выходим на поклон в конце. Это мощный такой актерский катарсис. 

Сцена превращена в зеркальную комнату, окружена металлическими рамками. Модный нынче минимализм в декорациях, выполненных, бесспорно, мастерски, расставляет акценты и выставляет фокус на актеров – еще один режиссерский ход.
 
 
Труппу новосибирского театра уже называют одним из сильнейших в России творческих коллективов. И тут поспорить сложно. Несмотря на внушительные 4 часа, что идет спектакль, оторваться от происходящего на сцене практически невозможно. На оба воронежских показа раскуплен весь зал.

«Идиот» вошел в топ-10 главных спектаклей 2019 года. Только на «Золотую маску» постановка была представлена в 11 самых значимых номинациях. И, тем не менее, работа над проектом не прекращается до сих пор: что-то дописывается, что-то – убирается. Прикотенко своим актерам дает свободу наслаивать смыслы, взгляды, слова. Переосмысливать раз за разом каждого персонажа, выискивать что-то новое.

– Каждого персонажа можно соотнести с современностью, а Мышкин выпадает. Трудно такого сейчас найти. И от этого было впечатление, что что-то непонято, недоигранно. Но в этом и есть сила персонажа, интерес к нему: он как инородное тело, непонятный человек. У нас до сих пор идет работа над персонажем. Вчера мы говорили о его силе. Силе человека, который все видит и все понимает, – объясняет Григорьев. – Это честь, играть такой материал. На самом деле, я с детства «ужален» фигурой Иисуса Христа. Это было одним из сильных детских впечатлений, которое не давало мне спать по ночам и формировало меня как человека. Мне всегда хотелось сыграть такую роль, но чтобы он был крутой. Чтобы в нем было все: чтобы он был современный, сексуальный, красивый, чтобы за ним правда хотелось идти. Кажется, мы сейчас и движемся в эту сторону. Для меня самый крутой пример христианской сексуальности – это Новый папа, Джуд Лоу. Он играет Мышкина, который стал Папой, чудотворца.
 
 
Постановка Прикотенко – смелая и в каком-то смысле «на грани». Кому-то не понравится излишняя экспрессивность, насилие. Но таков уж современный мир, который режиссёр совместно с артистами переносят на сцену: в спектакле находится место и политической повестке, и многочисленным отсылкам к массовой культуре последних десятилетий, и психоанализу. Слышишь фразу и тут же начинаешь копать вглубь себя. Так что экспрессия здесь скорее плюс. Неудобный такой, отзеркаливающий, прямо как декорации с плывущим на них текстом и бьющие в актеров струи воды.

– Мы показываем всякие ужасы и драки не потому, что плохие. А потому, что таким образом организовано наше дело театральное. Зачем 4 часа ждать, когда наступит катарсис? Почему сразу с катарсиса не начать? Потому что если взять и напустить благости, чтобы было про «хорошо» с самого начала, тогда зрительный зал через 20 минут погрузится в царство Морфея, вы меня с такой постановкой сами же и пошлете. Так все устроено. Дело в том, что театру хорошо там, где человеку плохо.  

 
Фото – предоставлены дирекцией фестиваля. Автор – Андрей Парфенов.