Четыре медиафасада установят на надземном переходе у автовокзала до конца года

Морозы вернутся в Воронежскую область в выходные

День, когда вам практические не будет удаваться предсказание событий. Сегодня найдется место для неожиданностей довольно разного характера

Возгорание на линии электропередач произошло в Воронежской области из-за атаки БПЛА

День многозадачный, деловой, на первый план выйдут вопросы имущественного, рабочего и финансового характера

Превышение эпидпорога по ОРВИ зафиксировали в Воронеже и трех районах области

Почти на год сдвинулись сроки строительства ливневой канализации в Воронеже

В Воронежской области утвердили стоимость путевок в детские лагеря на 2026 год

Обанкротить воронежского производителя пива пытается налоговая служба

В Воронеже 15 человек из поврежденного при атаке ВСУ дома остаются в пунктах временного размещения

День не подходит для активностей, однако иногда сделать паузу вовсе не плохо. Сегодня стоит заглянуть в себя настоящего

Названо число регистраций брака в зеркальную дату 25 декабря в Воронеже

В Воронеже спасли котенка, который застрял в вентиляции на Московском проспекте

В 2026 году в Воронеже планируют начать ремонт еще одного общежития ВГТУ

ВСУ пытались ударить дронами по химическому предприятию в Россоши

Воронежцы попросили мэра спасти застрявшего в вентиляции многоэтажки котенка

В Воронеже восстановить поврежденную при атаке ВСУ многоэтажку планируют за месяц

Оно будет ощущаться буквально в воздухе, ваша главная задача сегодня – не отвечать негативными эмоциями на негативные

Без Fan ID и РПЛ выросла посещаемость домашних игр воронежского «Факела»

Названо число воронежских районов, атакованных украинскими БПЛА
 

Украинский агент Луфи рассказала на камеру о подготовке терактов в Воронеже

После проверки прокуратурой уволен осужденный за взяточничество завлабораторией ВГАУ

Сбиты семь БПЛА и одна скоростная воздушная цель: губернатор рассказал о последствиях атаки на Воронежскую область

Сегодня будет очень много энергии, как всегда, нужно найти для нее правильное русло

Бюджет Воронежа с дефицитом в 592 млн рублей приняла гордума в первом чтении
 

Дело о клевете на депутата Госдумы РФ Андрея Маркова рассмотрит суд в Воронеже

В Воронеже на свободу через полмесяца может выйти экс-ректор ВГТУ

«Факел» получил 5 млн рублей призовых за участие в Кубке России

В Воронеже цены на такси улетели в космос после первого декабрьского снегопада

В Воронеже бывшему учителю физкультуры предъявили обвинение в развращении школьниц

Культура

Классика для поколения Netflix: «Идиот» на сцене Камерного

some alt text
Если бы Netflix решил экранизировать роман Достоевского «Идиот», то получившийся сериал наверняка имел бы немало общего со спектаклем режиссера Андрея Прикотенко, работу которого воронежцы смогли оценить 9 и 10 июня в Камерном театре. 

 
«Идиот» Прикотенко – остросюжетный триллер, классический первоисточник которого хоть и отчетливо проступает на канве повествований, но, кажется, вполне успешно мог бы существовать в абсолютном отрыве от него. Действие сюжета перенесено в наши дни. Персонажи говорят со зрителем на одном языке. Текст был переписан полностью, рассказывает режиссер во время пресс-конференции. Для этого, в том числе, классику и осовременивают: если смыслы по сути те же самые, то контекст, культурный слой, люди, нравы –  уже другие. Поэтому в спектакле присутствует и абсценная лексика, и молодежный сленг, и даже песни на злобу дня.

– Спектакль – это сложная структура, в которой не всегда все можно взять и разложить по полочкам. Существует клише, что в театр приходят, чтобы развлекаться, что люди так сильно устают и им нужно дать отдохнуть. Однако мне кажется, что вся эта философия – это прошлогодний снег. Все уже давно изменилось. Зрителям внезапно стали интересны сложные сюжеты, длинные сюжеты. Людям стало интересно понимать что-то о себе через театр, – рассказывает Андрей Прикотенко.

 
Режиссера новосибирского театра «Старый дом» больше интересует не последовательность событий, а сложный «сломанный» внутренний мир персонажей. Их автор исследует внимательно, цепляясь за мимолетный взгляд, между репликами небрежно брошенный жест. Практически все персонажи спектакля у Прикотенко приобретают тот самый «мышкинский» комплекс. Вот он, ответ режиссера на вопрос: какими бы были герои Достоевского в наши дни. 

– Спектакль сделан по таким законам, когда все очень ощутимо и мир абсолютно реален. Он такой, как за нашими окнами. Можно выйти на улицу и встретить всех персонажей, существующих в нашей сценической реальности. Давайте обойдемся без аналогий с Иисусом хоть раз, отвечая на вопрос о том, кто такой Мышкин. Это все и так понятно. Если в двух словах попробовать сказать: бывают такие люди, которые появляются в среде, где уже существует определенный уклад, и вся эта структура, удобный привычный мир, почему-то начинает при них разваливаться к чертовой матери. Отчасти даже потому, что человек просто начинает называть вещи своими именами.

 
В эмоциональном плане спектакль достаточно сложный как для зрителя, которого то и дело ставят лицом к лицу с неудобными ситуациями, повышенными интонациями, неприятными вопросами, заставляют выбирать, как и для актеров.

– Спектакль – это трип в каком-то смысле. Ты делаешь шаг на сцену и оказываешься в другой реальности, в состоянии потока. Декорации делают пространство живым и трансформируемым, – рассказывает исполнитель роли князя Мышкина Анатолий Григорьев. – Мы получаем от зрителя обратную связь, когда выходим на поклон в конце. Это мощный такой актерский катарсис. 

Сцена превращена в зеркальную комнату, окружена металлическими рамками. Модный нынче минимализм в декорациях, выполненных, бесспорно, мастерски, расставляет акценты и выставляет фокус на актеров – еще один режиссерский ход.
 
 
Труппу новосибирского театра уже называют одним из сильнейших в России творческих коллективов. И тут поспорить сложно. Несмотря на внушительные 4 часа, что идет спектакль, оторваться от происходящего на сцене практически невозможно. На оба воронежских показа раскуплен весь зал.

«Идиот» вошел в топ-10 главных спектаклей 2019 года. Только на «Золотую маску» постановка была представлена в 11 самых значимых номинациях. И, тем не менее, работа над проектом не прекращается до сих пор: что-то дописывается, что-то – убирается. Прикотенко своим актерам дает свободу наслаивать смыслы, взгляды, слова. Переосмысливать раз за разом каждого персонажа, выискивать что-то новое.

– Каждого персонажа можно соотнести с современностью, а Мышкин выпадает. Трудно такого сейчас найти. И от этого было впечатление, что что-то непонято, недоигранно. Но в этом и есть сила персонажа, интерес к нему: он как инородное тело, непонятный человек. У нас до сих пор идет работа над персонажем. Вчера мы говорили о его силе. Силе человека, который все видит и все понимает, – объясняет Григорьев. – Это честь, играть такой материал. На самом деле, я с детства «ужален» фигурой Иисуса Христа. Это было одним из сильных детских впечатлений, которое не давало мне спать по ночам и формировало меня как человека. Мне всегда хотелось сыграть такую роль, но чтобы он был крутой. Чтобы в нем было все: чтобы он был современный, сексуальный, красивый, чтобы за ним правда хотелось идти. Кажется, мы сейчас и движемся в эту сторону. Для меня самый крутой пример христианской сексуальности – это Новый папа, Джуд Лоу. Он играет Мышкина, который стал Папой, чудотворца.
 
 
Постановка Прикотенко – смелая и в каком-то смысле «на грани». Кому-то не понравится излишняя экспрессивность, насилие. Но таков уж современный мир, который режиссёр совместно с артистами переносят на сцену: в спектакле находится место и политической повестке, и многочисленным отсылкам к массовой культуре последних десятилетий, и психоанализу. Слышишь фразу и тут же начинаешь копать вглубь себя. Так что экспрессия здесь скорее плюс. Неудобный такой, отзеркаливающий, прямо как декорации с плывущим на них текстом и бьющие в актеров струи воды.

– Мы показываем всякие ужасы и драки не потому, что плохие. А потому, что таким образом организовано наше дело театральное. Зачем 4 часа ждать, когда наступит катарсис? Почему сразу с катарсиса не начать? Потому что если взять и напустить благости, чтобы было про «хорошо» с самого начала, тогда зрительный зал через 20 минут погрузится в царство Морфея, вы меня с такой постановкой сами же и пошлете. Так все устроено. Дело в том, что театру хорошо там, где человеку плохо.  

 
Фото – предоставлены дирекцией фестиваля. Автор – Андрей Парфенов.