Перформанс как эксперимент
В рамках Платоновского фестиваля искусств перформансы представляют впервые. Как рассказывают представители дирекции, пробовать новое – всегда интересно, а Платонофест экспериментов не боится.
– В этом году мы решили, что таким экспериментом будут перформансы, отражающие все разнообразие фестиваля: танец, звук, работу с текстом и многое другое. Все это по понятным причинам основано на биографии или произведениях Платонова, так как популяризация наследия писателя – это одна из наших задач, – рассказывают организаторы.
– В отличие от героев «Котлована» я заранее знаю, чем все кончится и не питаю иллюзий по поводу будущего, а значит, возникает вопрос: зачем все это? У меня нет своей «концепции будущего», я ощущаю себя растерянной, дезориентированной во времени и пространстве, я не знаю, что будет завтра, что будет потом. Я никогда не занималась физическим трудом, даже не копала картошку в огороде, для меня это проверка, справится ли вообще мое тело с физической работой в течение 9 часов ежедневно? Что со мной произойдет за это время? – рассказывает Полина о своем проекте.
По техническим причинам перформанс пришлось свернуть раньше времени.
Погодные спецэффекты
Одним из самых ярких стал танцевальный перформанс «Новая земля» хореографа Анны Щеклеиной. Его артисты представили на насыпи Петровской набережной в воскресенье, 6 июня.
Зрителей встречают на спуске к набережной, провожают на пляж. Стулья установлены прямо на месте, однако во время действа разрешено перемещаться – чтобы увидеть происходящее с разных точек.
Танцовщики – танцевальная труппа Камерного театра – в комбинезонах напоминают то ли крестьян, то ли космонавтов. Они – люди будущего, которым удалось покорить не только землю, но и небо.
В качестве звукового сопровождения используются барабаны. Они позволяют подчеркнуть напряжение и пронзительность танца. А еще голос. Который дополняет все действо реплики из произведений писателя.
– Для танцовщика важны условия, – рассказывает хореограф о своем проекте во время пресс-конференции за пару дней до показа. – Песок – символ земли и ощущения неизвестности, ощущение постоянного сюрприза. С одной стороны он безопасен, с другой – это всегда момент неизвестности. Кроме того, он очень хорошо включает тело. Есть сопротивление, которое позволяет взаимодействовать с его структурой.
Перформанс – это про то, как артист работает с местом. Поэтому всегда очень интересно наблюдать за танцовщиками, которые приходят на площадку впервые. Сразу включается некая игра, объясняет Анна Щеклеина.
– В танце перформеры соединяются со своей уязвимостью. Нет никакого прикрытия, кроме собственных решений. В неизвестности важно балансировать между медитативностью и борьбой.
Фоторепортаж с перформанса смотрите на нашем сайте по ссылке.
Фото – Алина Полунчукова.