Праздничные первоапрельские мероприятия, запланированные в книжном магазине «Амиталь», едва не сорвались в связи с карантином, если бы не решение Давидовича перенести их в страну Аркадию – единственную, где нет заболевших новым вирусом, а все неизлечимо заражены чувством юмора.
Страна Аркадия принимает в своё виртуальное пространство каждого, кто считает позитивный настрой и весёлый нрав – лучшим средством поддержки иммунитета в борьбе не только с вирусами, но и с другими неблагоприятными известиями и обстоятельствами.
В этот день единственный в мире музей афористики принимал только виртуальных гостей. В 2020-м атмосфера празднования 1 апреля во многом пронизана китайским духом: во-первых, в связи с выходом нового сборника афоризмов «Давидович Дэ Цзин», переведенных на китайский язык, а во-вторых, и первого было бы достаточно, но, увы.
В приветственной речи афорист предложил всем отсутствующим принять его поправки в Конституцию Аркадии. Еще 29 февраля им был объявлен новый и абсолютно уникальный
праздник День всех, или День спасения всех от всех, и, прежде всего, от самих себя». Так что поправка о закреплении этой праздничной даты в Новой Конституции была принята единогласно – всем кворумом в лице Давидовича.
Как выяснилось из приветствия, на сегодняшний день Давидович – самый старший в Воронеже писатель, причем не только по возрасту. Шутки шутками, но как говорит афорист, «ирония – это горькая правда, подслащенная юмором». В таком же духе, т.е. совершенно серьезно, Аркадий пригласил всех на свой юбилей 12 июня 2020 года, когда ему исполнится 90, а вирус уже сгинет.
Восторженные виртуальные гости наперебой задавали Мастеру вопросы о секретах его вечной молодости и безграничного остроумия, а также о том, как сохранить здоровье в условиях коронавируса. По мнению афориста, в этом отношении важно соблюдать не только гигиену рук, но и сознания и души: «Лучшее средство в борьбе с кароновирусом – это изучение моих афоризмов, – уверяет Давидович. – Карантин – это шанс для человечества отказаться от всяких глупостей и проникнуться мудростью моих афоризмов!»
Переводы его афоризмов на самые популярные языки мира уже давно служат пропедевтическим средством для европейской молодежи. В настоящее время многие европейские волонтеры в образе шестикрылых серафимов приходят к детям, которые боятся вируса, и успокаивают их размеренным чтением афоризмов. Иногда такие ангелы приходят и к взрослым – тем, кто может себе позволить бояться вируса больше других.
Чтобы люди не деградировали в изоляции, Давидович призвал всех открыть тома с его афоризмами, выбрать из них лучшие и разослать друзьям через мессенджеры. Если в день Святого Валентина люди обмениваются «валентинками» и целуются, то сейчас в пику легкомысленным поступкам пришло время для обмена «карантинками» – открытками с его глубокомысленными афоризмами, вроде такого: «Чтобы завтра иметь возможность сблизиться, сегодня надо держаться друг от друга подальше».
«А тех, кто будет игнорировать “карантинки”, – подчеркнул афорист, – нужно безжалостно штрафовать карантином на 10 лет или ставить к Великой Китайской стенке».
Среди гостей были настоящие знатоки творчества Давидовича, которые сравнивали философию его афоризмов с даосской философией Лао-Цзы. Как выяснилось, между ними действительно много общего. Известно, что Лао-Цзы был главным хранителем государственного архива, тогда как Давидович служит добровольным смотрителем в доме-музее афористики, где сохраняет свои рукописи вместе с картинами Валентины Золотых – художницы, которая, по его мнению, подобно Леонардо да Винчи, превзошла своё время, поскольку в её картинах отражена вся мировая премудрость.
Личность Лао-Цзы обросла таким множеством легенд, что некоторые историки сомневаются, был ли Лао-Цзы реальной исторической фигурой, а другие говорят о нем так: «Несомненно, что всю жизнь был отъявленным холостяком, иначе не смеялся бы с таким сарказмом». Тут волей-неволей на ум приходят аналогии с жизнью Аркадия Давидовича, который отказался от семейного счастья в пользу искусства и творчества, так что возникают подозрения: Лао-Цзы – уж не один ли это из его псевдонимов?
Гуляя по проспекту Революции, скромный воронежский парнишка Адик Фрейдберг учился слышать откровения Великой тишины, видеть пути Дао и Дэ и однажды осознал себя Дао-и-Дэ-видовичем. Иногда, по его словам, тишина наполняется звуками новых афоризмов, и он записывает их в свою бессмертную книгу мудрости.
По признанию афориста, однажды ему явился сам Лао-Цзы и повторил слова, когда-то услышанные от своего учителя, имя которого не уточнил. Так в книге афоризмов Давидовича возник еще один: «Бытие – хаос, небытие – порядок». Но самый любимым афоризмом, из украденных у Лао-Цзы, стал вот этот: «Да, я проспал эпоху, но зато с какими женщинами!» Этот афоризм был так хорош, признался воронежский мудрец, что он посчитал бы себя последним подлецом, если бы его не присвоил.
В даосизме нравственный рост исходит естественным образом из единения человека и неба, формируя особое отношение к злу и пороку, не столько осуждая, сколько посмеиваясь над ними. Вот и Аркадий, являясь противником подавления отрицательных сторон человеческой натуры, как и Лао-Цзы, предлагает не бороться с собой с помощью силы, а лишь отстраниться от своих страстей, заняв позицию наблюдателя. Так что все его афоризмы – это результат одного лишь наблюдения, а не осуждения.
Согласно преданиям, учитель Лао-Цзы говорил: «Сам же ты никогда не настаивай на исполнении людьми моих советов. Пусть каждый, услышав истину, следует затем лишь своему разумению». Так и афоризмы Аркадия Давидовича лишь констатируют факты, играючи озвучивая истину, но избегая строгих поучений и проповедей.
Известно, что помимо чужих выдумок и слухов, Аркадий и сам мастерски сочиняет о себе легенды. В связи с этим у последующих поколений могут возникнуть нешуточные споры на предмет мистификации в биографии воронежского писателя: «А мог ли один человек создать более 60 000 афоризмов и т.п.?» Найдутся и те, кто усомнится в его существовании, так же, как теперь сомневаются в реальности Уильяма Шекспира.
Одно сегодня можно сказать точно: 1 апреля карантинного 2020-го года некий гражданин, очень похожий на всех мудрецов всех народов, в присутствии виртуальных свидетелей, старался всеми ему доступными средствами исцелить души, уставшие от экономических и пандемических страхов, своим неисчерпаемым жизнелюбием и остроумием.
Подготовка текста: Анна Клейменова.
Фото Андрея Лазарева.