Александр Мазалов рассказал свою историю увлечения комиксом как искусством.
— Почему вы решили принять участие в книжном фестивале «Читай-Болтай»?
— Известно, что вы увлечены современным искусством. Это как-то связано с комиксами?
— Современное искусство – это набор практик и методов, появившихся в ХХ веке, который используется для того, чтобы открывать человеку новый эмоциональный и интеллектуальный опыт. Комиксы, а точнее и шире это «последовательное искусство» (рассказ истории путём последовательности картинок) – метод, которому несколько тысяч лет. В определенном смысле это противоположности. Связь безусловно есть – мне просто нравится новый художественный опыт и хорошие истории, как в форме комикса, так и в форме совриска.
— Зачем вы «сотрудничаете» с миром комиксов? У вас есть какая-то особая цель?
— Нет, просто получаю от этого удовольствие.
— Вызывало ли трудности собрать на фестивале лекторов?
— Да, фестиваль проводится впервые, и многие лекторы отказались приезжать на мероприятие без имени. Это было немного разочаровывающе. Ещё несколько человек отказались приехать последний момент.
— Как думаете, российские читатели воспринимают ли комиксы всерьёз?
— Комиксы разные, как и всякая литература. Есть элитарная «книга художника», есть графические романы, есть авторский комикс – к ним отношение сложное. Есть масскульт-комиксы, они традиционно не воспринимаются всерьёз.
— Что для вас комиксы?
— Еще один прекрасный способ рассказать хорошую историю.
Со вторым организатором комиксной секции, Татьяной Винокур, завязалась беседа о культуре комикса.
— Почему вы решили принять участие в книжном фестивале «Читай-Болтай»?
— Я очень люблю комиксы, и мне не нравится позиция, будто комиксы только для детей. Хотелось исправить эту несправедливость. Всесторонняя история и обзор такого культурного явления как комикс — вот что мне хотелось передать в этом фестивале. Не думала, что приму участие в такого рода событии, но решила, а почему бы и нет.
— Возникали ли сложности в процессе договорённостей о проведении лекций с комиксистами и специалистами в этой области?
— Были, конечно, некоторые заминки с лекторами: кто-то отказывался, кто-то «откалывался» в последний момент по разным причинам, даже если обещал приехать и провести встречу. Некоторые после предложения об участии в фестивале отзывались сразу: «Да, да, конечно, мы согласны!»
— Но в конце концов вам удалось набрать приличный состав лекторов.
— Да, я очень горжусь, что мне удалось договориться с такими специалистами, как, например, Руслан Хубиев, известный комикс-блогер, переводчик комиксов студии Marvel в России. Специально для фестиваля он привёз работы своего маленького издательства.
— Возрастная аудитория лекций — молодежная аудитория, или дети более младшего возраста тоже могут стать слушателями?
— Все лекции заявлены 16+, и на это есть причина. Руслан Хубиев читает про Алана Мура и Дэдпула, а про них невозможно рассказывать без цензуры. Они оба неоднозначные, и их биографии не предназначены для детей. Скорее, лекции нацелены на подростков или на тех, кто любит визуальную часть так же, как и сценарную. Как раз комиксы в себе это и совмещают.
— Какую работу российских комиксистов можно почитать и не зря потратить время и деньги?
— Конечно, у многих российских комиксистов есть достойные работы. По моему мнению, единственный комикс от воронежских авторов, стоящий внимания (если рассматривать только этот город) — серия комиксов «Воронежские приятели».
— Почему же вы так прониклись миром комиксов?
— Люблю комиксы, потому что в одном произведении встречается замечательный художник-график и сценарист, от работы которого «срывает голову». Тот же «Песочный человек» от Нила Геймана вызывает мысль, как человек так чутко и талантливо мог нарисовать обычные вещи. Или наоборот — простая графика, «точка, точка, запятая», но от этого сердце замирает. Это нельзя передать устно или через музыку. Комикс — это синергия текста, собственного воображения, впечатления от увиденного.