Какую роль играют медиа в создании нового миропорядка

В Воронеже на детской площадке заметили маму с лисятами

 

Выяснилось, сколько воронежцев пострадали во время страшного урагана
 

Воронежцам назвали первоочередные 12 зон отдыха, подлежащие благоустройству

В Воронеже за год спрос на аренду студий вырос на 18%

«Ночь музеев-2024» в Воронеже: куда идти и что смотреть

Рационализм вчерашнего дня, к сожалению, будет слегка приглушен. На первый план выйдут эмоции, причем, не факт, что позитивные.

В Воронежской области подорвали 14 мин времен ВОВ

Две девушки ответят в суде за поцелуй в баре в центре Воронежа

На XII Медиафоруме в Воронеже выяснили, как побеждать в инфовойнах

В Воронежской области с начала 2024 года выявили 23 случая бешенства у животных

В парках Воронежа пройдут концерты под открытым небом

На XII Медиафоруме в Воронеже выяснили, как побеждать в инфовойнах

Заведующую кафедрой воронежского вуза осудили за взятки от студентов
 

Женщина и подросток пострадали в ДТП с перевернувшимся автомобилем под Воронежем

Популярный бар закрыли в центре Воронежа

Эмоциональность предыдущих двух дней пойдет на спад, начнет включаться рациональное мышление.

В Воронеже ищут подрядчиков для осенней высадки более 500 деревьев

В Воронеже задержанным на стадионе «Факел» мигрантам вручили повестки

Юных диверсантов отправили под стражу за поджог железной дороги под Воронежем

Синоптики рассказали, когда в Воронеже ожидается дождь

Душевное состояние у многих людей сегодня будет, увы, не лучшим.

Мусорный полигон горит в Воронежской области

Жительница Воронежской области попалась на “сладком” мошенничестве
 

Глава администрации Петропавловского района Воронежской области Юрий Шевченко ушел в отставку

Екатерина Мизулина встретится со школьниками и студентами в Воронеже

Воронежские врачи спасли пациентку из Белгорода с редчайшим заболеванием

Стало известно, подорожают ли продукты после гибели урожая в Воронеже

В Воронеже строительство стадиона «Факел» планируют завершить к середине июля

Воронежскую область накроет новая магнитная буря

Культура 6437

Вениамин Смехов передал воронежцам привет от внуков Маршака

«Большая перемена» была создана еще в 2007 году по инициативе режиссера и продюсера Эдуарда Боякова. Все эти годы фестиваль проводился в Москве, с 2010 по 2012 годы – в Перми, а с этого года вслед за столицей фестиваль пришел и в Воронеж. С 1 по 11 ноября, в дни осенних каникул, самые юные зрители могут посмотреть лучшие детские спектакли из России и Европы, которые показывают на всех театральных площадках нашего города. Открыл фестиваль музыкальный спектакль «Человек рассеянный». 
 
 
Перед его началом слово взял ректор Воронежской Академии искусств, режиссер Эдуард Бояков, который назвал имя человека, без которого первого фестиваля могло бы и не быть.
 
- Это Людмила Ивановна Швецова, которая тогда была вице-мэром Москвы. Она скончалась на днях, - обратился к залу режиссер. - Всю свою жизнь она посвятила простой идее: надо тратить свою энергию, свое время и силы на художественное воспитание детей. От нас, взрослых, зависит очень многое. Я буду отдельно счастлив, если сегодня хоть один ребенок присутствует на сегодняшнем музыкальном спектакле. Есть такие, признайтесь?
 
- Да! – хором раздались детские голоса. 
 
Самых маленьких зрителей приветствовали аплодисментами. 
 
- Дорогие дети! Добро пожаловать в нашу театральную семью! – сказал Эдуард Бояков.
 
Организатор фестиваля признался, что в этом году «Большая перемена» в Москве показала специальную программу для самых маленьких зрителей  – карапузов от 1 года. Малыши, как ни странно, воспринимают свои первые спектакли как завороженные – выдерживают до 35 минут театрального действа. Режиссер признался: привлечь внимание таких зрителей может не каждый актер.
 
 
«Человек рассеянный» продолжался чуть больше – час, за который детям и взрослым предстояло поближе узнать нашего земляка, Самуила Яковлевича Маршака, детского поэта, переводчика, основоположника советского детского театра. Стихи и дневниковые воспоминания поэта читал актёр «Театра на Таганке»
 
Вениамин Смехов, которого большинство зрителей знает по роли Атоса в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра». Вениамин Борисович записал несколько дисков со стихами Маршака. 
 
- Моя любовь к Маршаку началась с театра, - признался актер. - После войны, когда страна была холодной и голодной, театр утешал людей, кормил их божественным, русским словом. 
 
Воронежцам – большим и маленьким - актер передал зрителям привет от внуков Маршака: знаменитого врача и профессора Якова и поэта и переводчика Александра.  
 
- Когда я сказал Саше, что еду в Воронеж, он удивился: «Вы едете в любимый город нашего дедушки? А я еду за границу». Я посоветовал Саше сдать билет и ехать со мной. Но он сказал, что это невозможно, но просил передать городу поклон и привет. 
 
 
Рассказал Вениамин Борисович и о том, что «рассеянный с улицы Бассейной» имел вполне реального прототипа. Это был знаменитый академик, создатель школы физикохимиков в России Иван Алексеевич Каблуков. Иван Алексеевич славился своей непрактичностью и рассеянностью. Вместо слов «химия и физика» профессор нередко говорил «химика и физия». Когда хотел произнести фразу «колба лопнула, и кусочек стекла попал в глаз», у него вылетало: «лопа колбнула, и кусочек глаза попал в стекло».
 
- Странные люди – гении. Они чудаки, которые ведут нас по дороге человечности, по главной дороге жизни. Чудачество их заключается в том, что они рассеянные. 
 
Спектакль его создатели соткали из известных стихов Маршака, среди которых – «Вот какой рассеянный», «Дама сдавала в багаж», переводного «Дома, который построил Джек», а еще – детских воспоминаний Самуила Яковлевича.
Например, о том, как в  детстве в его семье было принято тушить свет, а маленькому Маршаку в темноте мерещились чудища. Отсюда родилось стихотворение «Чего боялся Петя?» - том самом Пете Иванове, который испугался штанов:
 
В темноте увидел Петя
Человека у стены.
Оказалось на рассвете -
Это куртка и штаны.
 
Все эти воспоминания на сцене уместно сочетаются с черно-белыми фотографиями поэта, которые проецируются на стены. Вот Маршак-ребенок, вот юноша с едва пробивающимися усиками, а вот взрослый интеллигент в очках. 
 
- Маршак читал свои стихи всем: молочнице, телефонистке, курьеру, критикам. На замечания не обижался, - рассказал Вениамин Смехов. - В его стихотворении «Цирк» были такие строчки: «По проволоке дама идет, как телеграмма». Даже Маяковский их хвалил. А Маршак их выбросил – кто-то ему сказал, что в советском обществе никаких дам нет». Потом, правда, дама вернулась в «Цирк» и в другое стихотворение поэта – «Дама сдавала в багаж». 
 
Во время спектакля симфонический оркестр Театра оперы и балета под руководством дирижера Дмитрия Морозова играл попурри из классики, Мусоргского, Чайковского, Баха, Моцарта, Дунаевского. Музыканты появились на крутящемся, словно карусель, круге, с другой стороны которого создатели спектакля приготовили для маленьких зрителей  удивительные декорации.
 
 
- Маршак жил достаточно долго, но сохранил в себе ребенка. Если бы он не остался ребенком, он не смог бы  стать таким любимым у детей. Я был очевидцем того, как он общается с детьми. Он видел глаза каждого ребенка. К детям он относился как к взрослым, - вспоминал Вениамин Смехов. 
 
За рамками спектакля остается недетская правда о любимом Маршаке. О том, что созданное им в Ленинграде детское издательство «Детгиз» - маленький островок свободы для многих неугодных власти поэтов, которые здесь могли публиковать свои детские стихи – в 1937 году было разгромлено. А воспитанники и друзья Самуила Маршака - Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Александр Введенский, Николай Олейников – были репрессированы.
Одних расстреляли, другие умерли от голода и истощения, третьих  – замучили в сталинских лагерях. Самуилу Маршаку повезло – его репрессии не коснулись, а умер он своей смертью в 1964 году.
Трудно представить, что на самом деле чувствовал, живя в тоталитарном государстве, признанный и талантливый поэт, который оставил нам наследие не только детских стихов, но и переводов  Шекспира, Р. Бёрнса, У. Блейка, Дж. Китса, Р. Киплинга, А. Милна, Дж. Остин. Сам Маршак был уверен: «Для детей надо писать, как для взрослых, только лучше». 
 
 
Фото Андрей Парфёнов.