Фризлайт (от английского freezelight) -- фотосъемка на длинной выдержке. Основатели движения Артем Долгополов и Роман Пальченков говорят, что технология фризлайта проста: «Понадобятся фотоаппарат, фонарик и штатив или статичная поверхность, на которой фотоаппарат не будет двигаться. Съемку нужно делать в темноте. Устанавливаете длинную выдержку -- к примеру, 30 секунд. Нажимаете на спуск затвора и включенным фонариком рисуете что-нибудь перед объективом. Как услышите второй спуск затвора, увидите результат». Источник света может быть любой. Другое условие -- отсутствие компьютерной обработки. Объяснение простое, однако фризлайт -- одно из явлений, которые лучше один раз увидеть.
Артема и Романа пригласила в Воронеж строительная фирма «Стэл», предложившая выставить работы фризлайтеров в обычных подъездах. Глава управы Коминтерновского района Геннадий Кузнецов отметил важность таких проектов. «У нас сложилось представление, что жизнь в многоэтажных домах сложная, проблемная и некрасивая. Как только мы с вами, воронежцы, поймем, что наш подъезд, тротуарная дорожка во дворе -- продолжение нашей прихожей, дома сразу будут преобразовываться. Выставка в подъездах -- первый росток преображения», -- сказал Кузнецов.
Посмотреть фризлайт-работы можно по четырем адресам: Московский проспект, 109а; Хользунова, 48 (первый подъезд); 60-й Армии, 21 (второй подъезд); Владимира Невского, 38б (второй подъезд). «Мы решили не разделять работы, а сделать дубликаты, чтобы не приходилось ездить по всем адресам», -- комментирует Артем.
Искусство фризлайта в Воронеже.
Долгополов и Пальченков не ограничились подъездами. Вчера их выставка открылась в музее имени Крамского. «Когда ребята пришли с проектом, мы настороженно к нему отнеслись, потому что Воронеж столкнулся с таким явлением впервые, -- сказала замдиректора музея Ольга Рябчикова. -- Но при более детальном знакомстве работы показались нам интересными, особенно проект с Эрмитажем, когда в реконструирующемся здании главного штаба сделали 15 фризлайт-образов картин Пикассо, Матисса, Сезанна, Дерена, Гогена и других художников. Мы не закрыты для всего нового. Мы хотим популяризовать фризлайт в Воронеже, ведь такой вид творчества доступен каждому». Для выставки привезли 43 работы. «На самом деле их должно было быть больше. Но мы оставили часть работ в Петрозаводске по просьбе сотрудников местного музея. Думаю, если у музея Крамского будет сильное желание, мы и здесь оставим долю фризлайта», -- сказал Долгополов.
На подъездной выставке представлены работы со всей России, есть и воронежские. «Если в базе данных поисковиков и социальных сетей год назад мы могли сказать, что наша аудитория -- 200 -- 300 тыс. человек, то сейчас цифры намного превышены, и подсчитать их точно достаточно сложно», -- заметил Артем. «Но в музеях, смело скажу, выставляемся только мы. К сожалению», -- добавил Роман.
Музей имени Крамского -- уже 20-й по счету, где выставляются Долгополов и Пальченков. Их география охватывает всю Россию. Однажды, например, работы летели из Калининграда во Владивосток. Также на счету проекта -- четыре выставки в Европе, сделанные в рамках полученного Гран-при фестиваля «Artaq». «Мы понимали, что подъездов недостаточно, чтобы направление в том или ином городе зажило. И у нас нет музеев, которые были бы недовольны тем, как прошла выставка. Фризлайт вызывает интерес не только как язык современного искусства, но и как проект, связывающий музеи с молодежью», -- говорит Артем, уточняя, впрочем, что технология фризлайта не нова. «Я в 15 лет на пленочную камеру отца так снимал. Но фризлайт -- когда ты создаешь образ, а не просто балуешься с выдержкой», -- говорит Роман. «Мы сделали несколько экспериментов, в ходе которых возник вопрос: «А почему другие так не делают?». Да делают наверняка, давай поищем в Сети. Поискали -- не нашли. Сделали сами -- получилось», -- комментирует Артем.
Оказывается, ролик Первого канала, рекламирующий Олимпиаду в Ванкувере (если помните, там несколько светящихся фигур-спортсменов), делали Долгополов и Пальченков. Историю его создания рассказал Роман: «В ноябре-декабре 2009-го мы решили полностью сосредоточиться на фризлайте. Было ощущение, что появится какой-то большой клиент, который даст толчок всему проекту. В конце декабря позвонили с Первого канала и предложили совместный проект. Там узнали о фризлайте, пытались имитировать технологию при помощи инструментов на компьютере. Но ничего у них не получалось. И тогда они обратились к нам. То есть огромная корпорация, которая способна сама создавать контент любой сложности, приходит к арт-проекту из двух человек и просит сделать целый ролик». В итоге ролик вошел в пятерку лучших в мире на Promax Bda («Оскар» для телевизионщиков). А на Миланском фестивале спортивного кино и телевидения взял Гран-при.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".
Фото: Александр ШУВАЕВ