В Воронеже сейчас подобные выставки редки, да и сами вышитые раритеты разыскать трудно у тех бабушек, что переехали в город из села и в лучшем случае спрятали старые полотенца в сундуки. А в Рамони в одном зале собрано такое богатство. Многие экспонаты не только предоставлены на выставку, но и навечно оставлены в музее Галиной Сокольской, Анной Посполитовой, Лидией Коноплиной и другими дарительницами из Рамони, Березова, Лопаток и иных сел Рамонского района.
"Искусство вышивки -- древнее, как и сам русский народ, его язык, песни и верования, -- говорит руководитель музея принцев Ольденбургских Людмила Образцова. -- По раскопкам известно, что в Древней Руси в IX -- X веках вышивали костюмы золотыми нитями. А к началу XVIII столетия вышивание стало повсеместным, традиционным для наших женщин, которые украшали предметы быта. Народные умелицы использовали недорогой материал, но выказывали большое художественное искусство. Если городская вышивка часто изменялась, испытывая веяния моды, то крестьянская всегда была связана со стародавними народными обычаями. Для каждой сельской местности были характерны свои узоры, орнаменты, цвета и даже цветы".
Первые посетители выставки долго восхищались, рассматривая исконно рамонскую вышивку, характерную для северных воронежских селений. Любимые цвета -- самые контрастные: черный и красный по белому. Розы, лилии, маки и другие цветы; сочные гроздья ягод. Можно представить, сколько усердия и терпения требовалось женщинам. На создание таких маленьких шедевров часто затрачивали много дней и даже месяцев. Недаром девочек с 13 -- 14 лет заставляли вышивать на скатертях и полотенцах, которые предназначались в их будущее приданое. Поэтому старую вышивку по-особенному берегут в семьях, передавая ее по наследству.
Самый обширный раздел выставки -- изделия, вышитые в 1950 -- 1980-е годы. Вышивальщицы давно сами стали бабушками, а шедевры теперь берегут и дарят в музей их внучки. Есть, например, рушник -- вышивка по домотканой ткани, -- созданный Марией Тутуковой, женой Героя Советского Союза Петра Тутукова.
Но для Рамони особенно важно, что в начале ХХ века вышивальные традиции сохранила и поддержала великая княгиня Ольга Александровна, принцесса Ольденбургская. Приехав в Рамонь, принцесса так была очарована красотой ниточных кружев, что сама принялась вышивать гладью. А затем учила народному искусству и молодых крестьянок, и солдат, находившихся в Рамони на излечении. Старожилы помнят, что одно из изделий рукодельной мастерской Ольденбургской завоевало приз на выставке в Париже. Местное население не утратило выучку времен Ольденбургских, но все-таки оно следует и устоям своих семей. Любопытно, что тут чувствуется смешение русских и украинских традиций: великороссы любили вышивать орнаменты с петухами, символом мужского начала, или голубями -- дань началу женскому, а малороссы предпочитают цветы (их чаще всего вышивала и принцесса Ольга). "Смотрите: вот такие скатерти были на столе во дворце Ольги Александровны, -- демонстрирует Образцова. -- И на них ставили вот такой самовар, нагревавшийся древесным углем. А вот такими щипцами кололи сахар рамонского производства. Надо сказать, что все предметы -- подлинные".
Вскоре и в музее начнется чаепитие, но в заключение выставки -- сюрприз: картины Елены Карповой, педагога дополнительного образования Дома детского творчества, и ее учениц. Издали кажется, что картины художницы написаны маслом, -- сплетение нитей повторяет эффект кисти. А ученические работы на тему петровского кораблестроения, созданные специально к торжествам по случаю 425-летия Воронежа, недавно были отмечены наградами -- и здесь тоже продолжаются традиции принцессы.