В 2000 году "Курьер" установил, в каком доме появился на свет будущий живописец. Поиск, изучение и сопоставление архивных планов и рукописей позволили сделать вывод, что мать художника Елене Ге стала собственницей усадьбы на улице Введенской (теперь -- Освобождения Труда), где стоял деревянный, на кирпичном фундаменте, дом, обшитый тесом, в котором насчитывалось девять комнат. Как раз после его приобретения в семье родился сын Николай, а еще через три года мать скончалась от холеры. Сохранившийся дом уже не деревянный, а каменный, но он перестроен в середине XIX века в прежних размерах и, очевидно, на старом фундаменте. Совпадает даже количество комнат. Вот почему можно говорить, что перед нами усадьба Ге и тот самый дом -- правда, изменивший обличье.
Любопытно, что Ге стал художником именно потому, что родился на Введенской улице, а не на какой-либо другой. Там и Введенская церковь, где крестили Николая, и Акатов монастырь. В своих автобиографических записках Николай Николаевич вспоминал, что воронежский дом навещали монахи и странники-паломники. Однажды монах, умевший хорошо рисовать, подарил ребенку акварель с изображением лошади, и Коля принялся рисовать мелом лошадей прямо на полу дома.
11 лет назад "ВК" сообщал о находке и с радостью, и в то же время без особой надежды на скорое восстановление облезлого, не имеющего удобств, дома, поделенного между несколькими частными хозяевами и все больше разрушающегося. Сюда уже заходили бизнесмены, выбирая участок для строительства элитного коттеджа. Несколько месяцев назад "ВК" опять напомнил о забытом доме великого художника. Большую заинтересованность в восстановлении исторической справедливости проявила Татьяна Гордеева. Городское управление культуры также постоянно держало вопрос о доме Ге под контролем. Фасад теперь ухожен, благоустроен тротуар, а проржавевшая решетка усадебных ворот заменена точной копией. Скульптор Александр Мельниченко справился со своей задачей, воспроизведя в мраморе известный автопортрет Николая Ге.
На открытии доски председатель правления Воронежского отделения Союза художников России Алексей Смирнов и директор Художественного музея имени Крамского Владимир Добромиров напомнили, сколь замечательный мастер кисти родился в нашем городе. Николай Ге, внес громадный вклад в развитие портретного и пейзажного жанров, обрел известность и как создатель жанровых исторических сюжетов -- таких, как "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича". Большое место в творчестве Ге занимала религия, художник потряс россиян реалистической манерой, в которой написаны библейские сюжеты, и в первую очередь знаменитая "Тайная вечеря". Может быть, секрет картин Ге -- опять-таки в его детстве, проведенном вблизи воронежского монастыря.
В завершение слово предоставили живущей в доме Татьяне Скворцовой, преподавателю истфака ВГУ. "Проблемным местом остается протекающая крыша, скоро она может провалиться", -- сказала Татьяна Николаевна. Добавим от себя и другое соображение: декор на аттике дома восстановлен архитекторами приблизительно, по типологии. А ведь существует довоенная фотография дома, и "ВК" ее давно воспроизводил. На аттике красовались три больших лепных кольца, но не было треугольника, который добавили архитекторы. Очевидно, помешала спешка.