В Воронеже разгорается скандал вокруг Академического театра драмы имени Алексея Кольцова (историческое название - Городской зимний театр). На фоне двух не очень успешных постановок главного режиссера Владимира Петрова, "Приручение строптивой" и "Река Потудань", участники профсоюзного собрания коллектива направили письмо в адрес губернатора Алексея Гордеева и руководителя областного департамента культуры Ивана Образцова, в котором пожаловались на негативную реакцию театральных критиков Воронежа и Москвы на премьеры, низкую зарплату, а также на ликвидацию художественного совета. Иными словами, в коллективе нашего старейшего театра если и не революционная, то весьма нездоровая атмосфера.
"Мы понимаем трудности переходного периода, - утверждается в эпистоле, которую от имени профсоюза подписали председатель собрания заслуженный артист РФ Вячеслав Зайцев и секретарь собрания Николай Тимофеев. - И в течение трех лет молчали, когда казалось, что творческий корабль идет не по тому руслу. Ведь есть явная тенденция зачеркнуть наше творческое прошлое... При том что три года не выполнялся план по количеству поставленных спектаклей, хотя финансовый план выполнялся за счет спектаклей пяти-десятилетней давности. Возникали вопросы, каким образом списали 2,2 млн рублей за отмененный за день до премьеры спектакль "Свадьба с приданым", в котором была занята почти половина труппы. Мы молчали".
Худрук театра, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат национальной театральной премии "Золотая маска" Владимир Петров сказал нам, что авторы письма ошиблись. Он работает в Драме всего полтора года, а не три. Сейчас Владимир Сергеевич находится не в Воронеже, но считает, что по письму должен пройти обстоятельный разговор с коллективом. Не раньше чем в конце августа или начале сентября. "В той спешке, в которой я делал спектакли к открытию театра (после реконструкции. - П. Л.), я понимаю, что недостатки неизбежны. И знаю, как их исправить, - сказал он. - И хоть вы говорите мне о претензиях критиков к двум постановкам в Зимнем театре, могу ответить, что мы сыграли всего лишь по четыре спектакля каждой из постановок. А они вызревают в лучшем случае к десятому показу"
Отдельный пункт эпистолы - о зарплате: "Главное внимание сегодня уделяется не актеру на сцене, а технике и дорогим декорациям. Набираются технические специалисты, которые получают зарплату, в два-три раза превышающую доход основных сотрудников, то есть артистов, зарплата которых за последние три года уменьшилась. Между тем опыт двух с половиной тысячелетий доказал, что синонимом понятия "Театр" является Актер, которому, чтобы тронуть сердца зрителей высоким чувством, а разум - высокой мыслью, порой достаточно пустой сцены или одного единственного стула". Но Владимир Петров заявил: "Небольшая заработная плата - проблема не только Кольцовского театра. И потом, в коллективе есть люди, которые за счет своего актерского темперамента умеют так развить ситуацию, что возникают определенные проблемы. В конфликтах ничего хорошего не рождается. На собрании я впрямую сказал: "Давайте беседовать, обсуждать происходящее".
"Вот появились в новом здании две весьма затратные премьеры, - продолжает коллектив. - А за ними одна за другой негативные оценки критиков - не только воронежских, но и столичных. Причины, на наш взгляд, как творческого, так и организационного характера. В 2010 году был распущен художественный совет. Он принимал премьерные спектакли, оценивал работу актеров и постановочной группы, принимал участие в выборе репертуара и актеров для пополнения труппы, обсуждал художественное и техническое состояние идущих спектаклей, другие творческие вопросы. Если бы худсовет существовал, ситуации с отменой художественным руководителем спектакля за день до премьеры можно было бы избежать, сократив финансовые затраты театра на более раннем этапе. В театре не работает и технический совет, который ранее принимал оформление спектаклей, костюмы и прочее. Именно технический совет оценивает сложность условий работы актера, а будущую постановку с точки зрения техники безопасности его участников".
"Никаких конфликтов насчет того, что кого-то надо убрать, а кого-то другого назначить, у нас нет, - уточнил требования коллектива заслуженный артист РФ Константин Афонин. - В своем обращении мы просим губернатора навести элементарный порядок. Восстановить художественный и технический советы. Они носят исключительно совещательный статус. Худрук в любом случае имеет право решающего голоса - по положению. Но за время пребывания Владимира Сергеевича в театре ни с кем из коллектива он не советовался. Хотя люди, много лет проработавшие в Драме, могли бы рекомендовать человеку, пришедшему со стороны, что будет лучше воспринимать зритель, на какие названия пойдет. Стоило бы посоветоваться и о ценах на билеты. За 900 рублей не каждый сможет приобрести билет. Насколько я себя помню в театре, художественный и технический советы были всегда, при любой власти: при Дроздове, Кузнецове, Иванове. Какие бы ручные советы ни были в определенные годы, но всегда они сохраняли за собой право рекомендательного голоса. К сожалению, при Владимире Петрове их функции сведены на нет. Я повторяю, мы никого не хотим убрать, никаких конфликтов не затеваем. Просто худруку стоит лишний раз прислушаться к мнению коллектива".
Кроме прочего, в Драме ликвидирована ставка главного художника, которую занимала Елена Воронина. "Оформление постановок и костюмы артистов в спектаклях, существующих в репертуаре от пяти до 15 лет, естественно, изнашиваются, и никого такие проблемы не беспокоят, - утверждает коллектив. - А их решение как раз входило в компетенцию главного художника. Сейчас за год работы не принято никаких мер по поддержанию технического состояния спектаклей, идущих на сцене не один год, за счет которых успешно выполняется финансовый план". И далее: "Беспокоит нас сложившая за последний год кадровая политика. Под давлением руководства или все увеличивающейся нагрузки увольняются опытные специалисты: заместитель директора по организации зрителей Алла Кузнецова, обеспечивавшая выполнение финплана в течение 20 лет, монтировщики, осветители, помощники режиссера, ведущие спектаклей. В то же время увеличивается штат руководителей: заместителей директора, заместителей художественного руководителя... Приходят люди, не имеющие понятий о специфике театральной деятельности".
"Ситуация заведена в тупик, - пояснила, в свою очередь, заслуженная артистка РФ Надежда Леонова. - Нужно просто спасать ситуацию. Не для того чтобы разжигать войну или какие-то распри, а чтобы выбираться из непростого положения. Мы можем оказаться между небом и землей. Мы уже не на Театральной, 17, и не на проспекте Революции, 55. Репертуара в новом театре нет. Я считаю, что прежний надо потихоньку переносить в новое здание и каким-то образом параллельно с новыми работами определенное время существовать. Для блага театра и зрителей".
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".