"За полгода до открытия экспозиции мы проинформировали членов Союза, живущих в Воронеже, и наших земляков из области, что состоится юбилейная выставка, -- говорит Алексей Ефимович. -- Мы не могли и предположить, что на заседание выставкома будет представлено такое количество работ. Мы отсмотрели более 500 произведений различных жанров". В итоге было отобрано 250 работ 160 авторов по семи направлениям: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное творчество, монументальное и храмовое искусство, плакат. Среди них -- Алексей Смирнов, создавший основной макет плаката, анонсирующего выставку, мастера разных художественных жанров Александр Лавров, Вячеслав Знатков, Александр Золотых, Юрий Утенков, Николай Третьяков, Иван Дикунов, Эльза Пак, Юрий Астапченко, Борис Катков, Валентина Сумина, Владимир Пресняков, Евгений Пошивалов. Экспонируются работы ушедших из жизни Масабиха Ахунова, Федора Сушкова. В экспозиции есть произведения творцов из Острогожска, Россоши, Репьевки.
Разнообразие жанров впечатляет. Здесь можно увидеть скульптурные образы Троепольского, Дурова, Угая, Булынина, глубину и кротость икон, яркость выполненных вручную игрушек, живописные виды города. Узнать, каким предстает Воронеж в фантазиях художников. Устроителям выставки удалось выявить ценность и соблюсти цельность. "Вкусно, интересно, содержательно", -- охарактеризовал увиденное ректор ВГАСУ, почетный гражданин Воронежа Игорь Суровцев. В свою очередь, руководитель областного департамента культуры Иван Образцов сказал, что не перестает удивляться творческому потенциалу наших художников. Он предложил демонстрировать экспозицию не только в выставочном зале, но и в учебных заведениях города, поскольку многие работы способны открыть для молодых жителей Воронежа уголки, которые сохранились в памяти лишь тех, кому "за пятьдесят и больше". Народный художник РФ Иван Дикунов отметил: "В старые добрые времена на выставках подобного уровня были представлены все виды жанров художественного искусства. Приятно, что сейчас былые традиции возрождаются. Наряду с теми, кто уже обрел свое имя в искусстве, здесь представляются работы молодых авторов". Синтез мастерства и только проявляющихся талантов стал изюминкой экспозиции.
Есть, правда, досадные недочеты. Нередко на подписи к картине можно было увидеть одну дату, а на самом произведении совершенно иную. Можно списать недочеты на спешку при подготовке экспозиции, но, с другой стороны, сам Смирнов сказал, что дата ее открытия была известна задолго до означенного дня. Впрочем, подобные мелочи -- не главное. Выставка отражает и настоящее, и прошлое Воронежа, и, конечно, демонстрирует связь времен. Советую обратить внимание на скульптуру из металла Антонины Толмачевой под названием "Город строится", созданную в 1984 году. Задумавшийся мужчина, положивший ладони на непонятной конструкции здания, напоминает Карла Маркса. Видимо, автор предчувствовала и предвидела весь тот строительно-ремонтный кавардак, что ждал родной Воронеж накануне торжеств по случаю его юбилея. Не зря говорят, что большое видится на расстоянье.
Печатную версию материала читайте в газете