Кажется, что черно-белые плёнки, реактивы, увеличители, «темные» комнаты - всё это остались очень далеко… где-то в прошлом веке, точнее в Советском союзе. После них мы пережили нашествие «мыльниц», плавно переросшее во вселенское господство цифры. И секреты черно-белой фотографии были забыты, как рассказы Гайдара и героические личности гражданской войны.
Плохо это, хорошо ли – вопрос, вызывающий споры. Между тем аналоговая фотография не умерла, так же как не умер театр с пришествием ТВ. Она просто нашла свое место в мире скоростей и массовости – нишу элитной художественной фотографии. Черно-белые снимки остаются в другом измерении фотоискусства – где иная глубина и выразительность образов, где другой объем и другая степень обобщения.
В узеньком холле журфака ВГУ выставляется 45 работ известного фотографа и репортера Михаила Рогозина. В краткой ретроспектива ч\б репортажа - фотографии прошлых лет с чеченской войны, с Соловецких островов, родные пейзажи, портреты и многое другое. Всё отпечатано вручную форматом 20Х30, приклеено на серебристые паспарту, обрамлено в итальянские рамки – такой академический подход к выставке это принципиальная позиция автора.
Кстати, из всех фотографий, вывешенных на серых стенах журфака, кадрировались только две, и то – незначительно. Композиция всех остальных осталась неизменной с момента нажатия кнопки «спуск».
Одна из особенностей этой фотовыставки (и это показатель высочайшего мастерства автора) - каждая из работ самодостаточна и открывает перед внимательным зрителем десятки символических подробностей – такой «портрет» улетающих в Чечню солдат, такое фото деревенских жителей, идущих цепочкой по дорожке на вспаханном поле.
Михаил Рогозин, фотограф:
«Задумывая выставку на журфаке, мне хотелось увидеть, будет ли интересна такая фотография молодежи, и я увидел – да, интересна. Два часа после открытия я общался со студентами, отвечал на их вопросы и никто не хотел уходить.
Мне кажется, мыльницы, а потом и цифромыльницы создали огромный провал в образовании у современной молодежи. И им не на чем учиться фотоискусству. А технологии Интернет дают возможность быстрого роста, но не дальнейшего развития. Все остаются на одном уровне».