|
"Есть отдельные недостачи. Есть около 100-200 вещей, которые пропали еще в 1930-е годы, либо просто рассыпались при переездах - это археологические находки", - объяснил Михаил Пиотровский. Также в процессе инвентаризации нашлись около 50 ранее утерянных музейных экспонатов, которые были найдены в других отделах Эрмитажа.
Поводом для начала массовых проверок музейных фондов, в том числе Эрмитажа, стало дело о крупных хищениях музейных экспонатов. Кража в Эрмитаже была обнаружена в 2006 году во время проверки фонда истории русской культуры. Поводом для ревизии явилась смена хранителя фонда музея. Проведенная по просьбе вступившего в должность нового хранителя ревизия показала недостачу 226 предметов. Среди утраченных экспонатов были иконы, оклады, часы, подделки под Фаберже, церковная утварь и другие.
По факту кражи в 2006 году ГУВД Санкт-Петербурга было возбуждено уголовное дело. В качестве основной следователями рассматривалась версия причастности к пропаже экспонатов Эрмитажа семьи предыдущей хранительницы фонда Ларисы Завадской. Отметим, Завадская скончалась на своем рабочем месте от сердечного приступа. Задержанных по делу оказалось четверо: муж хранительницы Николай Завадский, их сын Николай Завадский, петербургский антиквар Максим Шепель и ученый-историк Иван Соболев, знакомый семьи Завадских. Однако обвинение в музейной краже было предъявлено только Завадскому-старшему: в его квартире были обнаружены квитанции из ломбарда на его имя.
15 марта 2007 года Дзержинский суд Санкт-Петербурга признал Николая Завадского-старшего виновным в краже в особо крупном размере организованной группой по предварительному сговору и приговорил его к пяти годам колонии общего режима. Помимо этого, осужденный должен был выплатить музею почти 7,5 млн руб. в качестве компенсации.
Завадский признался в краже 75 предметов, оцененных в 7,388 млн руб. Однако сумма реализации экспонатов подсудимого удивила. Николай Завадский, исходя из своего "опыта сбыта", утверждал, что "за такие деньги в этой стране эти предметы не продать". Каждый экспонат продавался по цене от $300 до $3 тыс. Однако эксперты утверждали, что при расчете ущерба руководствовались ценами мировых аукционных домов.
Суд также предписал Эрмитажу организовать более тщательную охрану музейных экспонатов. В связи с этим вскоре была создана правительственная комиссия для проверки музейных фондов РФ, которая завершит свою работу в конце 2009 года. К концу октября из проверенных комиссией 83 млн предметов музеи не смогли предъявить около 86 тыс. экспонатов.