Трехдневное голосование началось в Воронежской области

Сегодня не стоит гнаться за идеалом. Помните, что лучше сделать и ошибиться, чем вообще ничего не сделать

Сегодня продолжится тенденция предыдущего дня – преобладание строгого настроя и рационального подхода

Стоимость салюта на День города в Воронеже снизилась до 3,5 млн рублей

Расписание рейсов внезапно появилось на сайте воронежского аэропорта
 

Стал известен доход председателя Воронежской областной Думы

Увы, творческим людям сегодня придется нелегко, ведь в этот день стоит надеться только на свой разум

В небе над Воронежской областью за ночь сбили 16 дронов: повреждены дома, теплица и гараж

Вейпы и сигареты продавали рядом со школами в Воронежской области

В Воронеже экс-начальника отдела банка обвиняют в мошенничестве на 280 тысяч рублей

 

Символ Левобережного района обновили ко Дню города

Число заболевших ОРВИ воронежцев выросло на 18%

В Воронежской области температура опустится до +6 градусов

Воронежский «Факел» обыграл тульский «Арсенал» со счетом 1:0

День пролетит очень быстро, но будет полон самых разных впечатлений

Беспилотник сбили в небе над одним из воронежских городских округов

В воронежском Перинатальном центре №2 отключат холодную воду 9 сентября

Жильцы забили тревогу из-за состояния здания с «‎домиком Карлсона»‎ в Воронеже

Дело о неуплате налогов закрытой воронежской сетью «Пятью пять» дошло до суда

В топ-20 в рейтинге состояния рынка труда вошла Воронежская область

Перед судом предстанет мужчина, который напал на двух воронежцев у ресторана «Бархат»

Реконструкция первой очереди улицы Карла Маркса в Воронеже вышла на финальный этап

Фестиваль «Город-сад» в Воронеже посетили более 100 тысяч человек

Подарок ко Дню матери: семья из Воронежа выиграла в лотерею миллион рублей

Сегодня стоит сосредоточиться преимущественно на собственных потребностях, как физических, так и духовных
 

Гречневая крупа резко подорожала в Воронежской области

25 лет за попытку диверсии: студент воронежского вуза готовил теракт по заданию СБУ
 

Старейшая сотрудница ВГУ умерла в Воронеже

В Воронеже 6 сентября будет перекрыто движение по улице Маршала Неделина

Вражеские дроны приблизились к границам Воронежской области в ночь на 4 сентября

Культура

Самый дорогостоящий выскочка

   В Пушкинском музее открылась выставка культового английского художника Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера. По словам Ирины Антоновой, это самый дорогостоящий проект за всю историю ГМИИ.
В Пушкинском музее открылась выставка культового английского художника Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера
Фото с сайта turner.org.ru
Текст: Велимир Мойст
Источник: Газета.RU, 18 ноября

   О предстоящей гастрольной выставке Тернера было объявлено еще летом. Тогда сомнений в реализуемости проекта ни у кого не возникало: глава благотворительного фонда «Искусство и спорт» Алишер Усманов лично подтвердил, что намеченное мероприятие произойдет в срок и без потерь. Наступивший затем финансовый кризис, вероятно, заставил музейщиков поволноваться, однако «слово купеческое» оказалось тверже гороха. Из лондонской галереи Tate Britain действительно прибыла внушительная подборка тернеровских произведений – четыре десятка холстов, больше семидесяти акварелей и несколько гравюр.

   С таким размахом знаменитого британского пейзажиста в России не показывали никогда.

   В тот же ГМИИ тридцать с лишним лет назад приезжала его небольшая выставка – и все, пожалуй. Отечественные музеи произведениями Тернера не располагают, да и в других мировых сокровищницах с этим негусто. Tate Britain владеет неоспоримым «контрольным пакетом», поскольку сам художник завещал свое наследие именно этому музею национального искусства. Работами Тернера с нами поделились щедро, правда, в какую копеечку влетел проект, никто не признается. Надо полагать, Ирина Александровна Антонова знала, о чем говорила, называя выставку самой дорогостоящей в истории музея. А меценат Алишер Усманов заявил только, что деньги эти у него по-прежнему не последние, даже и в нынешние трудные времена.

   Таким образом, состоялась не только сама экспозиция, но и косвенно подтвердилась программа будущих «Декабрьских вечеров», которые пройдут в этом году под лозунгом «Посвящение Тернеру: образ и звук».

   Именно на тонких связях между музыкой и изображением основывал когда-то Василий Кандинский принципы абстрактного искусства. Уильям же Тернер, живший задолго до него, об абстракции знать ничего не знал – по крайней мере, терминологически. Не было такого слова, и практики такой не существовало. Однако сегодняшние привязки не кажутся высосанными из пальца, достаточно посмотреть на привезенные холсты и акварели. Многие из них до того беспредметны, что впору именно Тернера называть «отцом абстракционизма». Некоторые искусствоведы в ХХ веке приблизительно так и рассуждали – и серьезно промахивались, пытаясь задним числом приписать художнику намерения, которых у него не было. Пожалуй, только в последние два-три десятилетия о нем начинают говорить взвешенно, без передергиваний и спекуляций. Тенденция похвальная, но загадка все равно остается.

   Личность Тернера вообще представляется парадоксальной.

   Он всегда выламывался из типовых биографических канонов и не давался в руки классификаторам. Нужны доказательства, что художник был стяжателем и карьеристом? Пожалуйста, их сколько угодно. Хотите считать его бунтарем-романтиком? Этому тоже полно свидетельств. Угрюмый, неотесанный выскочка, который с годами становился «все более сумасбродным и все менее внимательным к природе»? Так считали многие современники, включая другого великого художника Джона Констебла. Или он провидец и даже визионер, смотревший на мир «открытыми глазами»? Насчет «открытых глаз» много позднее высказался Клод Моне, но и при жизни Тернера находилось немало людей, почитавших его гением.

   Буквально все в этой биографии противоречиво и не поддается однозначной трактовке. Совершенно не удивляет, что у него не было учеников и прямых последователей, хотя долгие годы Тернер преподавал в Королевской академии художеств в Лондоне. На выставке можно встретить даже наглядное пособие к лекции, собственноручно им изготовленное: «Сферы на разных расстояниях от глаза». Второпях эту композицию можно принять за произведение конструктивизма 1920-х годов.

   Но бог с ним, с конструктивизмом – в этой схожести видится лишь шутка истории. Гораздо важнее, что Тернер предвосхитил импрессионистов, символистов и тех самых абстракционистов.

   Тут уже забавными совпадениями не отговоришься.

   Для современного зрителя тернеровские ходы могут стать откровением, потому что до сих пор у многих в сознании зияет пропасть: мол, были некогда великие старые мастера – а потом откуда ни возьмись появились пачкуны-модернисты.
|nextpage|

  В Пушкинском музее открылась выставка культового английского художника Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера  Если знаете за собой подобное недоумение, обязательно сходите в Пушкинский музей. И попробуйте увидеть, куда влекла муза этого великого пейзажиста в те времена, когда еще не было моды на авангард. Посмотрите на все трансформации манеры, обозванные современниками «претенциозной небрежностью», и сравните их с работами в духе высокого академизма. Как ни удивительно, сам Тернер пропасти между тем и другим не видел. Кумиром его до конца жизни оставался классицист Клод Лоррен, он обожал «малых голландцев», умел делать буквально все, о чем мечталось заказчику – и тем не менее постоянно уходил в непознанное.

   Туда, где только свет, цвет, динамика. Мгновение и вечность.

   Возвращаясь к составу выставки, заметим, что здесь хватает вещей очень важных для понимания творческой эволюции. Например, полотно «Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы», датированное 1812 годом, – это один из первых образчиков «другого искусства», вынесенных автором на публику. Вообще-то, он всю жизнь мечтал создать масштабное произведение на историческую тему, это был своего рода идефикс. И вот, пожалуйста: на картине изображена битва карфагенян с альпийскими племенами, подотчетными Риму. Думаете, триумф батальной живописи?

   Ничего подобного.

   Процентов восемьдесят от площади холста занимает небо, охваченное снежными вихрями. Войнушка происходит где-то внизу и сбоку, толком там ничего не видно. Это ли не победа подсознания над авторскими амбициями? Наверняка же хотел как лучше, а вышло, как на роду написано. Гениально и неочевидно.
В Пушкинском музее открылась выставка культового английского художника Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера
   Другая «Снежная буря», написанная через тридцать лет после первой, – это и вовсе живописная вакханалия, почти без признаков реальности. Там у него будто бы «пароход выходит из гавани, подавая сигналы на мелководье и измеряя глубину лотом» (цитата из полного заглавия полотна).

   Мало кто из современников понял хоть что-нибудь, в основном плевались и издевались.

   Хотя по поводу самой первой картины Тернера «Рыбаки в море» (она тоже есть в экспозиции) за много лет до того звучали слова: «Лодки устойчиво держатся на плаву и хорошо плывут, а волнение на море восхитительно обманчиво». С ним всегда было так, мнения зрителей постоянно разделялись – во времени и пространстве. Хотя он не ощущал себя провокатором и к этому не стремился. Однажды, под конец жизни, Тернера спросили, в чем загадка его творчества, и он ответил предельно просто: «У меня был один секрет – работать на износ». Рецептом гениальности не назовешь, но что-то важное тут все-таки брезжит.