Сбиты семь БПЛА и одна скоростная воздушная цель: губернатор рассказал о последствиях атаки на Воронежскую область

Сегодня будет очень много энергии, как всегда, нужно найти для нее правильное русло

Бюджет Воронежа с дефицитом в 592 млн рублей приняла гордума в первом чтении
 

Дело о клевете на депутата Госдумы РФ Андрея Маркова рассмотрит суд в Воронеже

В Воронеже на свободу через полмесяца может выйти экс-ректор ВГТУ

«Факел» получил 5 млн рублей призовых за участие в Кубке России

В Воронеже цены на такси улетели в космос после первого декабрьского снегопада

В Воронеже бывшему учителю физкультуры предъявили обвинение в развращении школьниц

Сегодня большинство из нас будут пребывать во власти иллюзий. Если вы не врач, ученый или приверженец делать все в срок и правильно – уход в мир мечтаний не повредит
 

Семилетняя девочка из Лисок стала Мини-Мисс России

Названа сумма кубковых призовых воронежского «Факела»

В Воронеже после массовых жалоб школьников задержали учителя-педофила

В Воронеже избившую годовалого сына молодую мать пытаются лишить родительских прав

Сегодня стоит устроить генеральную чистку: себя, своего окружения, домашнего или рабочего беспорядка. Словом, уберите старое и освободите место для нового

Мокрый снег и дожди пообещали синоптики воронежцам на новой неделе

Гороскоп на 8 декабря: благоприятный день для творчества

В Воронежской области в ночь на 8 декабря сбили четыре беспилотника: люди не пострадали

Воронеж вошёл в топ городов-любителей кофе

Воронежский «Буран» уступил самарскому ЦСК ВВС со счетом 0:1

Подозреваемый в развращении ученицы физрук позвал школьницу замуж в Воронеже
 

В воронежском райцентре планируют построить бассейн за 365 млн рублей

СКР займется расследованием падения обломков БПЛА на воронежанку

Труп хозяйки и мумия на балконе. В Воронеже из жуткой квартиры спасли двух истощённых котов

Рейд на мигрантов-уклонистов на рынке в Воронеже сняли на видео

В Воронежской области продолжается строительство нового участка трассы Р-22 «Каспий», который включает объезд Борисоглебска и охватывает километры с 444-го по 459-й. Ориентировочный срок окончания работ был назван заместителем председателя правительства, Маратом Хуснуллиным

Активист Анна Левченко рассказала тревожную историю в сообществе «Сдай педофила». По ее словам, подробности поведала подруга девочки своей старшей сестре.
 

Сегодня стоит стать излишне скрупулезным и рациональным, тогда все задуманные дела реализуются ожидаемым образом. А вот беспечность может стать фатальной ошибкой

Огурцы резко подорожали в последнюю неделю осени в Воронежской области

Никто не захотел реставрировать парк дворцового комплекса Ольденбургских

Фейковое видео с обращением губернатора распространили в Воронежской области

Культура

Самый дорогостоящий выскочка

   В Пушкинском музее открылась выставка культового английского художника Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера. По словам Ирины Антоновой, это самый дорогостоящий проект за всю историю ГМИИ.
В Пушкинском музее открылась выставка культового английского художника Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера
Фото с сайта turner.org.ru
Текст: Велимир Мойст
Источник: Газета.RU, 18 ноября

   О предстоящей гастрольной выставке Тернера было объявлено еще летом. Тогда сомнений в реализуемости проекта ни у кого не возникало: глава благотворительного фонда «Искусство и спорт» Алишер Усманов лично подтвердил, что намеченное мероприятие произойдет в срок и без потерь. Наступивший затем финансовый кризис, вероятно, заставил музейщиков поволноваться, однако «слово купеческое» оказалось тверже гороха. Из лондонской галереи Tate Britain действительно прибыла внушительная подборка тернеровских произведений – четыре десятка холстов, больше семидесяти акварелей и несколько гравюр.

   С таким размахом знаменитого британского пейзажиста в России не показывали никогда.

   В тот же ГМИИ тридцать с лишним лет назад приезжала его небольшая выставка – и все, пожалуй. Отечественные музеи произведениями Тернера не располагают, да и в других мировых сокровищницах с этим негусто. Tate Britain владеет неоспоримым «контрольным пакетом», поскольку сам художник завещал свое наследие именно этому музею национального искусства. Работами Тернера с нами поделились щедро, правда, в какую копеечку влетел проект, никто не признается. Надо полагать, Ирина Александровна Антонова знала, о чем говорила, называя выставку самой дорогостоящей в истории музея. А меценат Алишер Усманов заявил только, что деньги эти у него по-прежнему не последние, даже и в нынешние трудные времена.

   Таким образом, состоялась не только сама экспозиция, но и косвенно подтвердилась программа будущих «Декабрьских вечеров», которые пройдут в этом году под лозунгом «Посвящение Тернеру: образ и звук».

   Именно на тонких связях между музыкой и изображением основывал когда-то Василий Кандинский принципы абстрактного искусства. Уильям же Тернер, живший задолго до него, об абстракции знать ничего не знал – по крайней мере, терминологически. Не было такого слова, и практики такой не существовало. Однако сегодняшние привязки не кажутся высосанными из пальца, достаточно посмотреть на привезенные холсты и акварели. Многие из них до того беспредметны, что впору именно Тернера называть «отцом абстракционизма». Некоторые искусствоведы в ХХ веке приблизительно так и рассуждали – и серьезно промахивались, пытаясь задним числом приписать художнику намерения, которых у него не было. Пожалуй, только в последние два-три десятилетия о нем начинают говорить взвешенно, без передергиваний и спекуляций. Тенденция похвальная, но загадка все равно остается.

   Личность Тернера вообще представляется парадоксальной.

   Он всегда выламывался из типовых биографических канонов и не давался в руки классификаторам. Нужны доказательства, что художник был стяжателем и карьеристом? Пожалуйста, их сколько угодно. Хотите считать его бунтарем-романтиком? Этому тоже полно свидетельств. Угрюмый, неотесанный выскочка, который с годами становился «все более сумасбродным и все менее внимательным к природе»? Так считали многие современники, включая другого великого художника Джона Констебла. Или он провидец и даже визионер, смотревший на мир «открытыми глазами»? Насчет «открытых глаз» много позднее высказался Клод Моне, но и при жизни Тернера находилось немало людей, почитавших его гением.

   Буквально все в этой биографии противоречиво и не поддается однозначной трактовке. Совершенно не удивляет, что у него не было учеников и прямых последователей, хотя долгие годы Тернер преподавал в Королевской академии художеств в Лондоне. На выставке можно встретить даже наглядное пособие к лекции, собственноручно им изготовленное: «Сферы на разных расстояниях от глаза». Второпях эту композицию можно принять за произведение конструктивизма 1920-х годов.

   Но бог с ним, с конструктивизмом – в этой схожести видится лишь шутка истории. Гораздо важнее, что Тернер предвосхитил импрессионистов, символистов и тех самых абстракционистов.

   Тут уже забавными совпадениями не отговоришься.

   Для современного зрителя тернеровские ходы могут стать откровением, потому что до сих пор у многих в сознании зияет пропасть: мол, были некогда великие старые мастера – а потом откуда ни возьмись появились пачкуны-модернисты.
|nextpage|

  В Пушкинском музее открылась выставка культового английского художника Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера  Если знаете за собой подобное недоумение, обязательно сходите в Пушкинский музей. И попробуйте увидеть, куда влекла муза этого великого пейзажиста в те времена, когда еще не было моды на авангард. Посмотрите на все трансформации манеры, обозванные современниками «претенциозной небрежностью», и сравните их с работами в духе высокого академизма. Как ни удивительно, сам Тернер пропасти между тем и другим не видел. Кумиром его до конца жизни оставался классицист Клод Лоррен, он обожал «малых голландцев», умел делать буквально все, о чем мечталось заказчику – и тем не менее постоянно уходил в непознанное.

   Туда, где только свет, цвет, динамика. Мгновение и вечность.

   Возвращаясь к составу выставки, заметим, что здесь хватает вещей очень важных для понимания творческой эволюции. Например, полотно «Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы», датированное 1812 годом, – это один из первых образчиков «другого искусства», вынесенных автором на публику. Вообще-то, он всю жизнь мечтал создать масштабное произведение на историческую тему, это был своего рода идефикс. И вот, пожалуйста: на картине изображена битва карфагенян с альпийскими племенами, подотчетными Риму. Думаете, триумф батальной живописи?

   Ничего подобного.

   Процентов восемьдесят от площади холста занимает небо, охваченное снежными вихрями. Войнушка происходит где-то внизу и сбоку, толком там ничего не видно. Это ли не победа подсознания над авторскими амбициями? Наверняка же хотел как лучше, а вышло, как на роду написано. Гениально и неочевидно.
В Пушкинском музее открылась выставка культового английского художника Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера
   Другая «Снежная буря», написанная через тридцать лет после первой, – это и вовсе живописная вакханалия, почти без признаков реальности. Там у него будто бы «пароход выходит из гавани, подавая сигналы на мелководье и измеряя глубину лотом» (цитата из полного заглавия полотна).

   Мало кто из современников понял хоть что-нибудь, в основном плевались и издевались.

   Хотя по поводу самой первой картины Тернера «Рыбаки в море» (она тоже есть в экспозиции) за много лет до того звучали слова: «Лодки устойчиво держатся на плаву и хорошо плывут, а волнение на море восхитительно обманчиво». С ним всегда было так, мнения зрителей постоянно разделялись – во времени и пространстве. Хотя он не ощущал себя провокатором и к этому не стремился. Однажды, под конец жизни, Тернера спросили, в чем загадка его творчества, и он ответил предельно просто: «У меня был один секрет – работать на износ». Рецептом гениальности не назовешь, но что-то важное тут все-таки брезжит.