В центре истории – семнадцатилетний Паша Непомилуев, который приезжает из закрытого городка Пятисотый поступать в МГУ на филологический – не просто престижный, но и самый свободный факультет вуза.
Экзамены наивный Павлик с треском проваливает не добрав целых пяти баллов до проходного, однако с легкой руки декана со смешной фамилией Мягонькая – блистательная Лариса Гребенщикова – все-таки оказывается в числе первокурсников. От эксцентричной Музы Георгиевны так похожий на Иванушку-дурачка главный герой, не знающий даже что такое «апелляция», получает блокнот, чтобы записывать все незнакомые слова. Их Павлику придется выучить очень много.
Вгрызаться в гранит науки новоиспеченному студенту первое время предстоит не в просторных аудиториях прославленного университета, а в поле, потому что всех парней отправляют «на картошку».
Важно сделать ремарку, что спектакль «Душа моя Павел» поставлен не по одноименному роману взросления Алексея Варламова, он основан на инсценировке драматурга и ученицы мастера Полины Бабушкиной. И хотя в целом произведения друг другу никак не противоречат, это стоит учитывать. Спектакль, в частности, строится вокруг реалистичных событий первой части.
Паша, которого играет 26-летний «брусникинец» Даниил Шперлинг, в своей жизни видел очень мало. Он привык к «правильной» жизни, где коллективное ставится выше частного и где никто не увиливает от участия в демонстрациях. Он идеалист, наивный как малое дитя и слепо верящий в непогрешимость советской власти. В большом черном тубусе, вопреки надеждам товарищей, Павлик везет вовсе не водку, а карту СССР, на которой даже нет его родного города. Но это парнишку не смущает. В разговорах однокурсников-вольнодумцев он не раз вопрошает: «Что сделала вам моя страна?»
«Душа моя Павел» – довольно изобретательный спектакль с визуальной точки зрения. Действо развивается в минималистичных декорациях, которые время от времени собираются в причудливые конструкции. Вместе с многочисленными актерами, занятыми в постановке, зрители «переносятся» из университетских аудиторий то в колхоз, то прямо на поле, где льет дождь. Разговорные эпизоды сменяются музыкальными и хореографическими «номерами». А на сцене на протяжении всего спектакля находится мини-оркестр.
Направляясь «на картошку» студенты дружно поют Beatles, потом слушают ABBA, ловят «Голос Америки» перед сном. Мелкие детали – и выбор песен тоже – позволяют передать настроение эпохи, когда молодые люди так хотели перемен.
В начале спектакля кажется, что без половины диалогов в постановке можно было обойтись, как и без такого количества «алкоголя», который почти без остановки глушат как безалаберные студенты, так и преподаватели, отправленные в колхоз как в ссылку. Несмотря на это, здесь много вполне удачных шуток, брошенных как бы между прочим, но въедающихся в память, да и серьезных слов, сказанных подчеркнуто громко. То, что Бородину удается это соединить в одном произведении – особенно ценно.
В новом коллективе наивному герою с его высокими идеалами приходится не сладко. Над Павликом смеются (по большей части по-доброму) и не доверяют, подозревая, что весь из себя правильный товарищ может быть стукачем. Но и вопреки этому Непомилуева по ходу действа просвещают и в политическом плане, и в житейском.
Свободолюбивая Алена (Яна Палецкая) с гривой пышных волос, в которую герой конечно же влюбляется, рассказывает Паше про Париж и признается, что хочет уехать из страны. А загадочная поклонница фольклора Люда (Александра Аронс), превратившая Пашу из мальчика в мужчину, в финале бросает учебу и уезжает в деревню, тоже заставляя задуматься.
От сокурсников Паша узнает и про существование запрещенной литературы. А затем получает «Архипелаг ГУЛАГ» под обложкой «Острова сокровищ», за который «не выговор получить можно, а по статье пойти».
До последнего кажется, что не откажется Павлик ни от своих незыблемых идеалов, ни от взглядов на мир. Однако резко, возможно даже слишком для 3-часового спектакля, герой эволюционирует. И вот уже Паша во весь голос кричит о том, что он сам хочет решать, какую музыку ему слушать, какие книжки читать, какие фильмы и какие спектакли смотреть.
У Алексея Бородина получился в хорошем смысле хулиганский спектакль, отлично передающий атмосферу того времени, дух студенчества, а еще нестабильность, которая уже тогда ощущалась в обществе, которое вот-вот окажется на пороге глобальных перемен. «Душа моя Павел» – спектакль душевный, со здоровой долей ностальгии, которая тем не менее не затмевает реальный взгляд на мир. Он не развлекает, а заставляет думать, то есть делает ровно то, что должен. Безусловная удача – многочисленный актерский состав, визуальные находки и настроение, с которым покидаешь зрительный зал.
Фото – дирекция Платоновского фестиваля, автор – Андрей Парфенов.