Первый в истории города фестиваль уличного искусства в каком-то смысле должен стать заменой Парада театров, – одного из центральных событий воронежского форума, который в последние годы по разным причинам не проводили. Обновленный формат позволит зрителям лучше узнать, что же такое «уличный театр».
– Парад – это просто карнавальная инъекция. Он заряжает город определенной энергией, помогает театрам поиграть друг с другом, но он очень мало рассказывает об уличном искусстве и очень превратно его подает, – замечает художественный руководитель театра «Странствующие куклы господина Пэжо» Матушка Медоуз (прим. – Анна Шишкина). – У людей складывается впечатление, что уличный театр – это про развлечения. Но ведь это совсем не так. Я знаю спектакли моих коллег, которые сегодня показали в Воронеже. Это очень тонкие вещи. Несмотря на кажущийся наив, структура этих спектаклей и способы взаимодействия с публикой очень выверенные. Это искусство. Это театр.
Программа фестиваля и 1, и 2 июля – довольно насыщенная. Начинаются выступления в двенадцать дня, завершаются около девяти вечера. Перерывы между ними достаточно небольшие. Хватает разве на то, чтобы дух перевести и сменить локацию. Пространство «Дельфина» поделено на несколько зон. В одних есть «сцена» и «зрительный зал», другие лишь служат местом отправления для увлекательного путешествия с артистами, которые не любят сидеть на одном месте.
Открывали сегодняшний день артисты театра «АспектР» (Санкт-Петербург).
– Cosmo – это история о вторжении на Землю доброжелательных инопланетян в достаточно редком для России жанре walking act, – рассказывает администратор коллектива Татьяна Мкртчян. – Каждый наш перфоманс индивидуален и уникален. Мы совмещаем технику анимации и маски, уличный танец, интерактивное взаимодействие с публикой. Cosmo – это гротеск, исследование пространства, выход за рамки обыденного, за рамки галактики.
Космолетяне в серебряных скафандрах «высаживаются» у Маяка, а затем вместе с толпой зрителей изучают парк что-то лепеча на своем «языке», обнимаясь с прохожими и требуя объяснений о земной жизни в принципе и предназначении отдельных объектов в частности. Хотя как только начинается ливень, (непогода уличным артистам вовсе не помеха, только атмосферы добавляет) иноземцам уже приходится учить «глупых» землян, как можно спрятаться от дождя, если зонт есть только у одного из десяти человек.
– Приставалы какие, – смеется одна из зрительниц, убегая от серебристого преследователя. – Шустрые, наглые, но какие обаятельные!
Затем зрителям приходится разделиться. Кто-то отправляется смотреть уличное представление воронежского Кукольного театра – «Дюймовочка», премьера которого состоялась только этой весной, кто-то – наблюдать за «старичками» из Санкт-Петербурга.
Перформанс Karlsson Haus превращается в целый квест. Отыскать «пожилых кукол», которые рассредотачиваются по пространству парка и занимаются привычными делами, оказывается не так просто, как питерских инопланетян.
– Мы только что у кофейни встретили «бабушку» – она там сидит и рисует, а до этого дедусю с мороженым. Говорят, еще на пирсе кто-то есть, но мы не нашли, – делятся между собой информацией зрители.
Всего «старичков» семеро. Вместе они собираются только ближе к концу представления. Мило танцуют на пирсе, учат хорошим манерам молодежь и фотографируются со всеми желающими.
Одним из самых ярких впечатлений первого фестивального дня становится выступление московского театра УФО, которые устраивают в «Дельфине» праздник воздушных змеев.
В перформансе «Воздушный океанариум» воздушный и подводный миры соединяются, превращая все вокруг то ли в фантазию, то ли в сон. Артисты в ярких костюмах управляют «змеями» необычных форм, которые то и дело заигрывают со зрителями и в прямом смысле виляют хвостами перед самым их носом. Происходящее приводит в восторг не только детей, но и, чего уж скрывать, взрослых.
Еще один спектакль, который погружает зрителя в царство сновидений, так и называется – «Белые сны». Это постановка театра «Пластилиновый дождь». Коллективу из Самары уже 30 лет. На заре своего существования артисты работали в закрытых помещениях, на сцене. По сути, изначально этот театр был пластическим.
– Мы впервые вышли на улицу только в 2010 году, – рассказывает директор театра «Пластилиновый дождь» Анастасия Захарова. – Причем, сразу так, глобально. Представив один перформанс, мы сели в машины и поехали по городам России. Останавливались, показывали представления на улицах. Мы тогда были абсолютно не подготовлены. Это даже сложно назвать туром. Побывали тогда в Казани, Нижнем Новгороде, Рязани. После такого приключения в помещение нам возвращаться уже не захотелось. С тех пор так и живем.
В России на сегодняшний день насчитывается около 70-80 уличных театров (включая совсем маленькие команды), рассказывает директор театра «Странствующие куклы господина Пэжо» и соорганизатор Российского союза уличных театров и артистов Олег Скотников.
– Последние десять лет культура уличных театров в нашей стране достаточно активно развивается. Хотя все еще нет программы, которая бы позволяла воспитывать режиссера или актера, связанного с уличным театром. Сейчас мы это делаем благодаря образовательной программе на фестивалях. Но все равно хотелось бы, чтобы когда-нибудь появилась институция.
Также нам бы хотелось, чтобы и на Платоновфесте в будущем было представлено образовательное направление, чтобы театры – стандартные и не совсем – могли обмениваться здесь опытом, чтобы репертуарные театры могли рисковать сменой своего направления, выпускать уличные спектакли.
Вообще, надо заметить, что в Воронеже мы видим сейчас уникальную ситуацию. Профессиональный театр кукол (прим. – «Шут») вышел на улицу со своим уже полноценным уличным спектаклем (прим. – «Дюймовочка»)!
Столицей уличного театрального искусства в России, безусловно, был и остается Санкт-Петербург. На сегодняшний день в северной столице насчитывается порядка двадцати таких коллективов. В Самаре, для сравнения, – один. В столице Черноземья до недавнего времени не было ни одного. Руку к созданию первого и пока единственного (прим. – речь идет про ВАУ театр), кстати, приложила художественный руководитель старейшего уличного театра в стране – «Странствующие куклы господина Пэжо» Анна Шишкина.
Питерский коллектив в этот раз привез в Воронеж постановку «Месяцы»:
– Кажется, мы живем в эру эскапизма, потому что наш спектакль тоже связан с теорией и практикой сна. «Месяцы» – один из наших самых интерактивных спектаклей. Про него один критик очень хорошо сказал: «То, что они делают, не объясняет того, что происходит». Мы не только усыпляем, но и пробуждаем в этом спектакле.
Посмотреть, как прошел первый фестивальный день в «Дельфине» можно в нашем фоторепортаже.
Программу второго дня фестиваля уличных театров ищите на интернет-ресурсах Платоновского фестиваля искусств или на нашем сайте вот по этой ссылке.
Фото и видео – 36on.ru.