В предстоящие выходные, 24 и 25 июня, на сцене Воронежского концертного зала можно будет увидеть «спектакль эпического размаха», как говорят о нем критики, – «Материнское сердце» Андрея Могучего. Одну из центральных ролей в постановке исполняет Нина Усатова.
Именитая актриса на сцене мастерски перевоплощается в простую русскую женщину Авдотью Громову, которая через всю страну на своем стареньком мотоцикле «Урал» едет в Москву, что спасти от тюрьмы сына.
О работе с Андреем Могучим, о театре и об умении не терять надежду на лучшее, актриса рассказала во время пресс-конференции в Доме журналистов.
О своей героине
– Авдотья – моя самая любимая героиня. Она мне уже как родная. Так хорошо ее понимаю. Она меня научила буквально всему. Знаете, мне вообще персонажи Шукшина (прим. ред. – в основу спектакля легло несколько рассказов Василия Шукшина, а также тексты Николая и Елены Рерих и стихотворения Козьмы Пруткова) очень близки. Но все, что кажется понятным и простым на первый взгляд, в итоге достаточно сложно дается.
О текстах Шукшина
– Творчество Шукшина, как оказалось, совсем не такое просто, как принято думать. Он философ. Когда он говорит о жизни – это нельзя поверхностно понимать. Пишет вроде бы просто, но когда начинаешь разбираться, обнаруживаешь такую глубину. Вникаешь в эти простые слова, и они обретают мудрость. Я с каждым спектаклем все глубже и глубже понимаю написанное.
В «Материнском сердце» много метафор. Каждый может понимать их по-своему. Не обязательно каждую из них зрителю объяснять.
О времени и умении находить счастье даже в тяжелые периоды
– У меня было ощущение, как будто я знаю лично персонажей Шукшина. Будто бы это наши соседи из моего детства, наши бабушки, наши родители. Даже этот мотоцикл, на котором едет через всю страну моя героиня Авдотья Громова, был и в нашей семье, и он достался огромным трудом. Мы вязали веники до мозолей на руках, чтобы накопить на «Урал», потому что простому рабочему заработать на него было невозможно. И вся сложность той жизни, в которой люди всё равно были счастливы, рожали детей, осваивали новые территории, строили дома — всё это показано в нашем спектакле. И я играю в нём с таким удовольствием!
О работе с Могучим
– Я с Андреем Анатольевичем много спорила в процессе работы над спектаклем, огрызалась, не понимала, зачем одно, зачем другое. Сильно возмущалась по поводу одного монолога, не понимала, а зачем вообще он нужен, а сейчас это один из кульминационных моментов постановки. Так что не нужно спорить с режиссером.
Интересно, что приступая к работе над «Материнским сердцем» я не лепила форму героини, я играла так, как написано.
По сложности спектакль просто невыносим. Я не представляю, как все это можно было собрать воедино.
О спектакле
– Физически этот спектакль очень тяжелый для меня. В нем столько переходов, столько лазанья по лестницам, столько слез. Хорошо хоть акробатики нет. У меня, по крайней мере. Тут идет активная работа и души, и тела. И некогда расслабиться. Всегда нужно смотреть на партнера.
Спектакль как и произведения Шукшина о том, что всё держится на человеческом отношении, доброте, понимании и вере в то, что если ты делаешь правое дело, то это даёт надежду и другим поступать правильно, без лжи. С такой болью Шукшин описывает все это в своих героях.
Иногда человеку нужно дарить надежду, иногда – горькую правду. Все очень индивидуально. Некоторым нужно надеяться, даже если все безнадежно. Если верит, человек начинает барахтаться. А так в принципе можно сразу лапки к верху поднять, и все.
Надо помнить, что жизнь очень быстро проходит, и надо понимать, что в ней ценное, что в ней главное, чтобы потом не оказалось, что все было зря.
Подробнее о постановке «Материнское сердце» читайте на нашем портале в ближайшие дни.
Фото – дирекция Платоновского фестиваля, автор – Андрей Парфенов.