«Открыть свое сердце и открыть свой разум, не бояться смотреть внутрь себя, где есть не только свет, но и тьма» – именно такой совет артисты Aditi Mangaldas Dance Company (Индия) дали воронежцам перед тем, как выйти на сцену Театра оперты и балета, чтобы впервые представить российским зрителям постановку «Внутри».
Хореографический спектакль, поставленный именитым индийским хореографом и исполнительницей Адити Мангалдас, премьера которого состоялась десять лет назад – в 2013 году – это исследование человеческой души. Сложнейшей, многогранной субстанции, в которой каким-то образом переплетаются добро и зло, свет и тьма, гуманность и жестокость.
Мангалдас работает с классическим индийским танцем катхак, который, как говорят артисты, делает из каждого танцора рассказчика. Когда-то его танцевали в храмах, чтобы передавать мифические истории. Причем делали это только мужчины. Но со временем из храмов танец вышел на улицы. С тем пор он стал более динамичным, насыщенным сложными движениями, пируэтами, ритмами.
– Для меня любая традиция – это река. Она течет, меняется, в зависимости от того, где протекает, – поясняет хореограф. – Отсутствие изменений – это гвоздь в крышку гроба традиций. В изменениях нет ничего страшного, это необходимо понять. Искусство – это про здесь и сейчас.
Артисты рассказывают, что изначальный замысел «Внутри» строился на желании рассмотреть отношения между гендерами. Но уже во время работы над проектом в Дели произошел ужасающий инцидент, на который артисты не могли закрыть глаза. Тогда в спектакле появилось что-то куда более темное.
– Мы попытались порассуждать на тему, откуда берется такая агрессия в человеке. Мне кажется, что если у каждого из нас будет храбрость заглянуть в собственную душу, принять не только свои положительные качества, но и темную сторону. Тогда в нас проснется человечность. Гуманизм – это моя религия. Ни к одной другой я не принадлежу, – отмечает Мангалдас.
Артисты признаются, что работать над этим проектом было непросто. И скорее даже не в техническом плане, а в психологическом. Чтобы передать заложенный хореографом посыл, важно было пропустить все через себя, признаться не только в положительных качествах, но и в отрицательных.
– Как танцоры мы очень чувствительны, – отмечает танцор Дирендра Тивари во время пресс-конференции. – Я считаю, что мы можем рассказывать истории только раскрыв себя как личности. Раскрыв разные свои грани. Можно сказать, что эта постановка вдохновила меня на их исследование. У меня много негативных качеств, но работа над «Внутри» научила меня не просто жить с ними, а подсказала, как их трансформировать во что-то хорошее.
Хореограф рассказывает, что в постановке задействовано сразу несколько человек, которые являются танцорами уже в семи поколениях. Для каждого из артистов – не важно, из артистической они семьи или нет – танцевать в буквальном смысле значит «дышать».
Индийская культура танца для многих в России, будем честными, ограничивается понятиями Болливуда. Но катхак – нечто абсолютно другое. Более древнее, более глубинное, эмоционально совсем иное.
«Внутри» цепляет зрителей не столько сюжетом, сколько чувствами и эмоциями, которые передаются с помощью ритмов, жестов, движений, музыки. Первая часть – более темная, более эмоциональная. Здесь катхак смешан с современной хореографией. Тут много внутренней борьбы, ярких визуальных образов, некого давления. Вторая часть – более светлая. И в прямом смысле – пространство сцены заполняет «солнечный свет», – и в переносном – чувствуется достижение некого баланса, гармонии, принятия, благополучия. При этом два образа – зеркало и маска – идут лейтмотивом через всю постановку.
Переключению эмоций между первым и вторым актом очень помогает музыка. В спектакле задействованы традиционные индийские инструменты, аналогов которым в нашей стране нет. В первой части, например, в записи звучат звуки таблы, пакхаваджа и виолончели, эта часть современней, громче и злей. Во второй уже классический катхак исполняется под живую музыку с использованием таблы, пакхаваджа, фисгармонии, манджиры и саранги. Музыканты находятся на сцене. Во втором акте звучат традиционные напевы, а ритмы, отбиваемые танцорами, приводят в движение колокольчики, закрепленные на их ногах. Эти звуки резонируют с дыханием артистов, с самими их жизнями.
Две этих части дополняют друг друга и в конечном итоге зритель видит и пропускает через себя самые разные грани человечности, вместе с артистами поднимаясь из тьмы к свету.
– Вслед за тем, как ты меняешься, будет меняться и все вокруг. Нужно растить в себе человечность. Я верю, что наш мир может быть прекрасным, – говорит одна из танцовщиц, задействованных в постановке, Аниндита Акарджи.
Фото – предоставлены дирекцией Платоновфеста, автор – Андрей Парфенов.