Эксперты опубликовали карту «живых» и «мертвых» Домов культуры Воронежа. Результаты исследования появились во вторник, 17 января, в сообществе «Коробка.арх» в социальной сети «ВКонтакте».
На идею проекта группу молодых практикующих архитекторов, выпускников ВГТУ натолкнула история со сносом легендарного «Полтинника», перед которым бессильны оказались как представители профессионального сообщества, общественники, так и простые горожане.
– С запозданием, но мы решили запустить этот проект, где будем анализировать с цифрами и фактами происходящее с застройкой нашего и других российских городов. Городу нужна градозащитная площадка, объединяющая жителей, активистов, профессионалов различных областей и СМИ. Потому что чисто архитектурные проблемы напрямую связаны с экономическими, социальными, инфраструктурными и экологическими. Нужно объяснить жителям, чего они лишаются со сносом каждого ДК и с постройкой каждого окраинного ЖК, – рассказал журналистам портала 36on.ru один из основателей проекта Александр Братухин.
Итак, специалистам удалось выяснить, что из 23 учреждений свою деятельность прекратили лишь четыре, хотя все это – центровые организации, которые «держат» целые районы. Так, например, в большей части Советского и Ленинского районов областного центре нет ни одного ДК. Зато в Левобережном и Центральном насчитывается целых 10 Домов культуры (в Советском, Ленинском и Коминтерновском – 3).
Но с другой стороны с 2017 года в Воронеже работает сеть «Централизованной клубной системы», которая охватывает ряд некрупных учреждений культуры, располагающихся в отдаленных районах (Масловка, Сомово, Боровое, Придонской, Репное, Малышево).
– Конкретно по ДК пока можно сказать, что в «старом» Воронеже осталось несколько крупных учреждений, охватывающих большую аудиторию, которая вынуждена добираться туда, зачастую, с другого конца города. Так, сейчас у нас нет ни одного ДК во всем Ленинском районе, а на Советский приходится всего один, и то специализированный. В советское время целая сеть социальных учреждений покрывала весь город, сегодня же с выпадением одного объекта, от социальных благ отрываются целые районы. Это большая проблема как для жителя, так и для инфраструктурной сети города в целом. Нарушается его «здоровое» развитие, – поясняет Александр.
В исследовании отмечается, что разросшиеся далеко от бывших районно-образующих предприятий территории оказались отрезаны от многих социальных объектов, что становится реальной проблемой. Территории бывших заводов в ряде случаев стали «дырами» на Генплане, которые распродают под строительство новых ЖК и торговых центров.
– В других городах такая же ситуация. Да, в столицах бОльшее количество социальных объектов, но скорость роста новых территорий еще выше. Вы знали, что питерские Кудрово, Мурино – это самые быстрорастущие города-спутники в нашей стране? И это чисто спальные районы-«человейники», оторванная от социальной и культурной жизни столицы среда. Тенденции к отчуждению районов – общая проблема современного города. Разница между деловым центром и периферийным пост-рабочим районом колоссальная. Такое ощущение, что это вообще два разных города, две разных страны! – добавляет архитектор.
Фото – предоставлены сообществом «Коробка.арх», VK.