Итак, тематическое голосование с более чем двумя десятками вопросов запустили этой весной. В период с 18 по 25 мая активисты опросили 1728 человек (абсолютное большинство, 98,6%, – жители областного центра). Больше половины респондентов – 54,7% – возрастная группа от 25 до 45 лет, то есть наиболее активные пользователи транспорта, 28,2% респондентов – эти воронежцы старше 45 лет.
По итогам понятно, что Воронеж на 100% город автобусный. Этот вид транспорта выбирают 97,7% человек. Однако выбирают не потому, что это удобнее и, например, быстрее. А из-за того, что, по сути, просто нет альтернативы: троллейбусы в городе развиты очень плохо, а трамваев нет в принципе. Кстати, эксперты отмечают, что Воронеж – это единственный город-миллионник, в котором отсутствует рельсовый транспорт.
Среди самых популярных маршрутов специалисты называют три – №90, №10а и №9. А самое популярное время пользования – утренние и вечерние часы пик.
80,5% опрошенных, согласно данным опроса, предпочитают безналичную оплату. При этом 2,4% воронежцев пожаловались, что терминалы на некоторых маршрутах не работают. Очень часто горожане отмечали, что в автобусах не хватает терминалов. В большистве машин устройства есть только у водителя и вошедшим через другие двери пассажирам карты или наличные приходится передавать, протискиваясь через подчас переполненный салон. Кстати, 47,5% жалуются на то, что в салон зайти в определенные часы фактически невозможно. А кроме того, в теплое время года внутри очень душно. В прошлом году эксперимент с единственным автобусом с кондиционером провалился.
Кроме того, сильно беспокоит горожан и отсутствие общественного транспорта в вечернее время. Многие не могут уехать уже после 20.00. А ближе к 23.00 воронежцы уже давно привыкли вызывать такси, иначе до дома можно добраться только пешком (или прождав заветную запоздалую ГАЗельку добрых полчаса).
Последний раз тарифы на общественный транспорт менялись в октябре 2019 года. Тогда проезд подорожал до 21 рубля при оплате картой и до 23 – при оплате наличными. По-хорошему, говорят эксперты, дальнейший и довольно существенный рост неизбежен. И в целом горожане это понимают. Однако отмечают: платить больше согласны только при повышении комфорта. 51,6% респондентов настаивают, что качество предоставляемых услуг не соответствует стоимости проезда.
И речь идет не только о самих автобусах, которые должны быть новее, просторнее и с кондиционерами, но и об инфраструктуре. Хотя бы о приличных остановках с расписанием маршрутов и временем прибытия. На сегодняшний день, согласно результатам опроса, 27,7% павильонов не имеют навеса, а более чем 94% – расписания автобусов (исключение, видимо, только недавно появившиеся «умные» остановки).
Отдельный вопрос – это время, которое горожане проводят в пути. Сейчас 38,7% тратят на дорогу более часа. Пересадками при этом пользуется минимум – такая практика в Воронеже не развита. Зато ждать 5,3% горожан автобусы приходится больше 40 минут, еще 19,4% – от 20 до 40 минут.
Среди основных проблем общественного транспорта в городе воронежцы называют его переполненность и грязь в салонах, жалуются на отсутствие расписания автобусов и отсутствие транспорта по вечерам, нарушение водителями ПДД и пропуск остановок (особенно во время гонок, которые горожанам тоже не по душе).
Чтобы навести порядок в сфере общественного транспорта для начала, по мнению местных жителей, необходимо появление расписания на остановках, контроль за количеством автобусов и их качеством (чистый и исправный транспорт), проводить общественные рейды.
Представители Общероссийского объединения пассажиров говорят, что все это работает в других городах, а значит и в Воронеже, если грамотно выстроить взаимодействие власти, бизнеса и местных жителей, все получится.
Пока же ситуация обратная. Общественный транспорт вместо того, чтобы быть частью городской инфраструктуры, больше напоминает частный бизнес. Причем бизнес выгодный только его владельцам. Никак не водителям, которые работают в спартанских условиях, не имея возможности нормально отдохнуть и перекусить между рейсами. Не говоря уже о режиме труда, зарплатах и налогах.
Из-за этого, рассказывают перевозчики, на сегодняшниq день в Воронеже серьезнейший дефицит кадров, который на фоне пандемии только ухудшился. Никто не хочет идти на такую зарплату и соглашаться на подобные условия. А в результате этого перевозчик не может уволить даже нарушающих ПДД водителей – иначе кто выйдет на линию?
Компании фактически оказываются зажаты между двух, а то и трех, огней: власти, пассажиры, сотрудники.
Положительные изменения в последние годы действительно более заметны, но их недостаточно. Существенно обновился автопарк (440 единиц, средний возраст подвижного става составляет 5,7 лет), на смену маленьким ГАЗелькам и ПАЗам приходят автобусы большой вместимости, опять же, создаются выделенные полосы для общественного транспорта. Вопрос с остановочными павильонами прорабатывается (требования ГОСТа не позволяют установить остановки там, где они нужны), также как и с проездными (уже второй год как, говорят представители мэрии).
Активисты отмечают, что власти на всех уровнях должны вкладывать в сферу общественного транспорта средства, причем значительные. В Воронеже развитие транспорта было заброшено много лет. Однако сейчас в ситуации намечается перелом. Итогом встречи станет резолюция в адрес губернатора, в которой будут обозначены проблемы и пути их решения.
Фото: Алина Полунчукова