Тема домашнего насилия в последние годы звучит все громче. Связано ли это с тем, что жертвы реже замалчивают случившееся или с тем, что в обществе стало больше агрессии – сказать однозначно сложно. Но безусловно понятно, что насилие в семье – психологическое или физическое – не должно оставаться «личным» делом каждого. Об этом нужно и важно говорить открыто и громко, чтобы каждый, кому может понадобиться помощь – мог ее найти не боясь остаться один на один с проблемой.
В чем причины домашнего насилия, можно ли как-то избежать психологического и физического абьюза, куда обращаться за помощью и как выстраивается в Воронежской области работа с проблемными семьями – об этом и многом другом рассказали эксперты в рамках тематического круглого стола. Встреча прошла в четверг, 28 января, в городском Доме журналистов.
Когда пора бить тревогу
Домашнее насилие может быть не только физическим. Психолог и руководитель Института практической психологии «Терра» Анна Гурина рассказывает, что в отношениях у человека может появляться привязанность к своему партнеру, что в целом не имеет негативных последствий, а может – зависимость (психологическую, экономическую, физическую, какую угодно), что уже плохо.
Задумываться о том, что отношения начинают развиваться в неправильном направлении нужно уже тогда, когда человеку не хочется идти домой: по какой-то причине или без нее. Чувство страха, стыда, боязнь сказать или сделать что-то не то, как и желание угодить партнеру, стать идеалом для него/нее – вовсе не те чувства, которые должны возникать у людей, живущих вместе. Вероятно, уже в этот момент следует обратиться к специалисту. Разговор с психологом, возможно вытащить внутренний конфликт на свет позволяет посмотреть на ситуацию другими глазами и разобраться в себе.
Нередко жертва далеко не сразу понимает, что попала в руки самого настоящего абьюзера. Здесь играет роль и в том, что мы до сих пор живем в патриархальном обществе, где слова «феминизм» и «равноправие» даже в 2021 году не везде звучат достаточно уверенно. Особенно это касается людей старше 35-40 лет, которые выросли с установкой «не выносить сор из избы».
– У нас очень много уже было ситуаций, когда в ответ на просьбы о помощи звучала фраза «Это ваше личное дело», а заканчивалось все трупом, – говорит руководитель Центра защиты материнства и детства «Ангел-Хранитель» Илья Пилюгин. – Поэтому подход не совсем верный. Очень часто женщины чувствуют себя беззащитными и именно поэтому никуда не обращаются. Но если в семье совершается преступление, если человека третируют, избивают, разве это его личное дело? Ну нужно же как-то включаться, делать что в твоих силах. В наших силах ее принять в приют, помочь пережить этот страх, адаптироваться, помочь в правовых вопросах. Но наша работа ничего не решает в масштабах общества. Мы скорее работаем с последствиями насилия. Об этой проблеме должны знать, чтобы знать, что делать в случае необходимости. А сталкиваются с домашним насилием многие. Статистику к сожалению, найти невозможно, поскольку это латентные преступления. Можно только узнать число убийств на бытовой почве.
Пока в обществе есть проблема домашнего насилия и есть жертвы, то нужно создавать такие институты, такие организации, куда человек может обратиться в сложной жизненной ситуации.
Куда обращаться за помощью
В Воронежской области существует несколько организаций, в которые могут пойти жертвы домашнего насилия. Среди них есть и областной центр помощи, и некоммерческие организации, открытые неравнодушными людьми, и приюты при храмах. На круглом столе присутствовали представители только некоторых из них.
«Областной центр социальной помощи семье и детям «Буревестник» – это государственная структура. Центр работает в Воронеже уже несколько лет, рассказывает заведующая отделением социальной помощи Анна Кудинова. В приют женщины попадают либо по личному обращению, либо через социальные службы, с которыми организация активно сотрудничает. Обычно срок предоставления жилья – один месяц. Чтобы попасть в «Буревестник» нужно оформить документы.
В центре есть несколько семейных комнат, в которых живут женщины со своими детьми, есть комната отдыха, где постояльцы общаются между собой, делятся проблемами и успехами. Обратившейся за помощью женщине очень важно чувствовать себя в безопасности, понимать что она не одна, доверять. Поэтому с попавшими в приют работают специалисты, в том числе и психологи. Нередко к решению проблемы привлекают родственников жертвы, это очень помогает.
После работы со специалистами кто-то находит в себе силы двигаться дальше, кто-то – в зависимости от сложности ситуации – возвращается в семью и пытается наладить отношения.
Сейчас «Буревестник» закрыт на ремонт, но примерно в марте центр вновь откроет свои двери для тех, кому требуется помощь. Связаться с представителями центра можно, например, по телефонам горячей линии 272-78-14 и 212-68-87, вся информация есть на
сайте.
«Ангел-хранитель» – некоммерческая организация, функционирующая в Воронеже уже около 8 лет. Ее основатель Илья Пилюгин рассказывает, что приют располагается в одной из квартир в многоэтажном доме. Сюда могут обратиться женщины вне зависимости от возраста, наличия детей или социального положения. Если в центре есть свободные места (увы, бывает такое крайне редко), женщину поселят по первой же просьбе, в любое время суток. В «Ангел-хранитель» могут обратиться беременные женщины, только что освободившиеся из мест лишения свободы, те, кто хочет уйти из проституции.
– Совсем недавно нам позвонила пожилая женщина. Судя по голосу, довольно интеллигентная, – вспоминает Пилюгин. – Выяснилось, что ей 82 года, у нее есть собственный дом, но живет женщина вместе с сыном и 18-летним внуком. Сын трижды отсидел в тюрьме, злоупотребляет спиртным, приводит в дом приятелей и периодически избивает мать. Ей не нужно было жилье, женщина просто просила о помощи.
Обычно в «Ангеле-хранителе» подопечные проводят три месяца. Если на то есть объективные причины, этот срок могут и продлить. Но чаще всего женщины уходят сами еще до истечения срока. Кстати, сюда могут попасть и в том случае, если нет документов – этот вопрос специалисты помогут решить.
В приюте несколько комнат, женщины живут вместе. Так формируется реабилитационная среда, как это называют сами организаторы: женщины поддерживают друг друга, сплачиваются, если нужно – сидят с детьми, подменяют друг друга на работе, сами готовят и сами убирают. Все это позволяет заново поверить в себя, в окружающих и снова встать на ноги.
Телефон доверия «Ангела-хранителя» – +7 (960) 123 88 22.
Есть свой
приют и у храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (прим. ред. – находится на Московском проспекте, 31б). Настоятель храма отец Александр Шишкин рассказывает, что обычно в «Доме матери» проживает 4-5 семей. Как правило, это именно женщины с детьми. Принять там могут в любое время суток, если есть возможность для размещения. Для этого можно позвонить на телефон доверия епархиального отдела, по номеру +7 (929) 007-32-92, написав в
сообщество приюта или непосредственно обратившись в храм.
– Одно время у нас жила женщина из благополучной семьи, муж которой не хотел ещё одного ребёнка. И он предложил жене либо делать аборт, либо расставаться. В итоге женщина переехала к нам в приют. А спустя некоторое время муж все-таки приехал ее возвращать. Он осознал свою ошибку, говорил, что не может без нее жить. Сейчас у них уже родился ребёнок.
Но в этом случае у женщины была работа. В некоторых же ситуациях, попадая не только в психологическую, но и финансовую зависимость от абьюзера, женщина, особенно если есть ребенок, просто боится оказаться на улице.
Представители организаций сотрудничают между собой и если нет места у них, стараются приютить обратившуюся в другом месте. Но есть и другая сторона медали: бытовое насилие не должно стать причиной кочевания пострадавшей из одного приюта в другой. Человек должен встать на ноги и в итоге, проработав ситуацию со специалистами (психологами, юристами, медиаторами) вернуться в общество.