27 ноября в Воронеже состоялся форум «Продвижение», посвященный взаимодействию местных некоммерческих организаций (НКО) и СМИ. В рамках форума представители масс-медиа и общественники приняли участие в дискуссии «Региональный взгляд на социальную журналистику».
Мероприятие было организовано Ресурсным центром поддержки НКО и управлением региональной политики правительства Воронежской области. Во время дискуссии и представители СМИ, и городские активисты пришли к выводу, ответив на самый главный вопрос встречи, что социальная журналистика в регионе все же существует, но имеет некоторые проблемы.
Так, председатель регионального отделения общероссийской общественной организации инвалидов «Российская диабетическая ассоциация» Валентина Казьмина пожаловалась на то, что журналисты редко проявляют интерес к просьбам осветить ту или иную проблему диабетиков. По словам активистки, представители СМИ соглашаются на публикацию только в случае встречи с конкретным ребенком, но родители выступают против этого, боясь последующей дискриминации из-за болезни, например, в школе. Кроме того, воронежские журналисты игнорируют и акции организации, хотя в других городах, куда с ними выезжает Валентина Казьмина, к освещению подключаются и органы власти, и печатные издания, и телевидение. Женщина посетовала на то, что публиковаться за деньги ее организация не может, так как на это нет средств.
Модератор беседы, гендиректор Ресурсного центра поддержки НКО Валерий Черников отметил, что корреспонденты в своих материалах отвечают, в первую очередь, на запрос читателей. А для них журналистика, должна быть не только своевременной, объективной, но и интересной. Этого можно достичь только через публикацию истории о конкретном человеке: «Через человека можно достучаться до других людей». Поэтому, по его мнению, между журналистикой и запросами НКО необходимо находить баланс.
Журналист Евгения Куриленок предложила выход из ситуации. Она считает, что СМИ не важны имена и фамилии, а нужны истории. Их можно передать читателям и на условиях анонимности.
– Родителям это нужно объяснять, тогда они не будут бояться. Что значит «дайте мне человека»? Журналист не может сам выдумать историю, у него этих данных нет. Журналистам нужны вы – человек, у которого концентрируется все то, что происходит. Вы можете обозначить основные проблемы, это будет основой материала. Должен к этому прилагаться эксперт, которого тоже советуете вы. Этот человек – врач-эндокринолог, который с вами работает. И нужны истории этих родителей, которым нужно, опять же вам, объяснить, что журналисты не будут фотографировать, упоминать ваше место жительства и личность ребенка – нам нужна история, проблема с которой он столкнулся. И тогда это будет идеальный материал, который будет расходиться репостами в соцсетях и будет действенным.
Руководитель общественного объединения людей, живущих с ВИЧ, «Ты не один» Наталья Коржова считает, что журналистов не стоит винить в том, что они не берутся за темы НКО. По ее мнению, в первую очередь необходимо провести работу над собой.
– 2 года назад я тоже высказывала обвинения в адрес журналистов. Я жаловалась на то, что у нас был круглый стол 1 декабря, а к нам никто не пришел. Я была крайне возмущена – вроде и такой инфоповод, и проблематика серьезная. Сейчас, оглядываясь назад, и пройдя 2 года обучения в Ресурсном центре, не пропустив практически ни одного занятия со СМИ, я понимаю, насколько я подготовлена для взаимодействия с журналистами. Это дало такой колоссальный результат, что сегодня мы публикуемся не только на региональном, но и на и федеральном уровне. Мы принимаем участие в передачах на «Первом канале», «Рен-ТВ». И это все процесс обучения. Я хочу заступиться за журналистов – ребята, некоммерческий сектор, нам тоже надо расти. Изменяется время, изменяются реалии, нам тоже надо уметь создавать инфоповод, нам надо уметь себя подавать, – считает Наталья Коржова. – Я не согласна в корне с тем, что нужно говорить о проблеме глобально. Все-таки адресный подход решает проблему. К примеру, благодаря статье в газете «Берег» ВИЧ-положительный ребенок нашел семью. Мы не показывали его, не говорили даже, где он находится. Мы осветили проблему, подойдя к ней с человеческой точки зрения. У нас нашлись спонсоры, которые помогали вести этого ребенка, благодаря публикации. Сейчас у нас нет ни одного отказного ВИЧ-положительного ребенка. Хотелось бы обратить внимание и еще на один важный момент – НКО всегда кричат, что нет денег. Это знаете, какая история? Сначала у нас ничего не было, а потом нас еще и обокрали. Но на самом деле, умея создавать инфоповоды, умея их преподносить, понимая техники работы, например, что нельзя ставить в пресс-релизе 500 адресов, так как никто не будет это читать, можно заинтересовать журналиста.
Общественники также предложили обращаться к журналистам не только, «когда все плохо», но и «когда все хорошо» – рассказывать о достигнутых результатах после той или иной публикации. По мнению некоторых воронежских активистов, журналистам необходимо давать не только обратную связь в виде продолжения истории, но и говорить простое «спасибо».