О тех, кто был за кадром в военных хрониках той страшной войны, и пошла речь на круглом столе «Журналистика против войны… Журналисты за Победу!!!». В ходе дискуссии обсуждались знаменитые военные корреспонденты Воронежа и будни их работы. Организатором мероприятия выступил Дискуссионный Интеллектуальный клуб «Война и Мир».
На этой войне бывали случаи, когда военкоры своими действиями поднимали бойцов в атаку и добывали разведданные. Например, во время перестрелки один из корреспондентов, чтобы снять наступление наших войск не со спины, вышел перед немецкими позициями, повернулся лицом к красноармейцам и стал призывать, чтобы они пошли на него. Те пошли. Он еще несколько раз перебежал перед немецкими позициями, и красноармейцы шли за ним. Немцы от удивления даже перестали стрелять, в результате советское подразделение пошло на них в атаку. Таким образом, военкор спровоцировал наступление.
Среди прочих спикеров на круглом столе особое внимание слушателей привлек рассказ известного воронежского фотографа Михаила Вязового, который не просто перечислил знаменитых воронежских военкоров, но и рассказал об их судьбах.
- Когда началась война, многие не верили, что она затянется надолго - многие люди думали, что наша армия быстро даст отпор и погонит врага восвояси, - начал свой рассказ Михаил Вязовой. - Однако через несколько дней после начала боев правительство СССР закрыло отраслевые газеты, а половину прессы сократило. Например, закрыли газету «Молодой коммунар», которая не выпускалась аж до 1950 года. В оставшихся газетах создали военные отделы, и чтобы стать военным корреспондентом было необходимо проходить специализированные собеседования.
- Советский военный корреспондент Константин Симонов в своих воспоминаниях пишет о том, что он был против того, чтобы кто-то снимал первые годы войны: отступления, поражения, беженцев… - Продолжил Михаил. - Он считал, что такие публикации провоцируют пораженческие настроения. Один раз он даже схватил пистолет и закричал на коллегу: «Прекрати съемку - стрелять буду!» Потом в 1975 году в интервью журналу «Советское фото» Константин Симонов сказал, что начало войны мы по-настоящему так и не сняли. Зато после битвы под Москвой был издан целый фотоальбом. Его перевели на английский язык и разослали по всему миру.
Другой герой - кинооператор и фоторепортер войны воронежец Антон Зенин, который прошел войну от первого до последнего дня, снимал пленение немецкого генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса. У Зенина было много хороших выразительных снимков. Он ползал на брюхе по окопам и в разведку ходил. По мнению Вязового, это первый человек в военной журналистике.
Еще одна легендарная личность - фотокорреспондент Михаил Подвигин, который под Сталинградом на колесе несколько раз переплывал Волгу с одного берега на другой. При этом на его плечах были боекомплект, фотоаппарат и кинокамера. Среди его снимков есть кадры пленения немецких солдат. До начала войны он сделал с самолета снимок еще не разрушенного Сталинграда. За эту фотографию ему присвоили звание Почетный гражданин Сталинграда. После победы в 1950 году он работал фотокором в «Молодом Коммунаре», а потом его взяли на телевидение. Ездил в Москву - снимал съезды партии. Человек был востребованный и крайне обаятельный.
Самый раскрученный фотограф Великой Отечественной войны - Виктор Шумилов. Он служил фотографом в политотделе. Зачастую Шумилов снимал за 100-200 километров от линии фронта. У него много снимков быта армии, Второго фронта. После войны он служил в советских войсках в Германии, где также много фотографировал. Как активист и пропагандист он внес очень большой вклад в победу над фашистской Германией.
Анатолий Галкин - один из основателей фотоклуба «Экспресс» ДК Железнодорожник. Выдающийся фотожурналист в 1950-60 годов, работал в газетах «Гудок» и «Вперед». Во время войны ему дали задание сфотографировать секретную немецкую пушку. Он подполз к позициям и увидел, что охрана пушки разделась и загорает под солнцем. Галкин тоже разделся и с фотоаппаратом подошел к пушке и снял ее. Когда немцы к нему обратились, он просто повернулся и убежал.
И это далеко не все героические военкоры Воронежа времен ВОВ, память о которых хранят их снимки в архивах музеев и региональных библиотек.