Как актера театра и кино, меня, конечно, интересует вопрос, насколько вы удовлетворены воплощением вашего текста «Географ глобус пропил» на экране?
Предложение экранизировать «Географа» мне поступило уже очень давно, года через два после того как роман вышел в свет, где-то в районе 2005 года. Эти права гуляли от одной студии к другой, пока их не приобрел Валерий Тодоровский.
Когда я узнал что, будут делать фильм, я очень обрадовался. Первым делом возник вопрос: кто будет играть главного героя? Были две основные кандидатуры: Евгений Миронов и Константин Хабенский. Лично я поначалу склонялся к Евгению Миронову. Но когда я увидел, как сыграл Хабенский, я понял, что решение Александра Велединского взять этого артиста было очень правильным. Потому что Евгений Миронов сыграл бы, скажем так, на интеллекте, а Хабенский играл на обаянии.
Я очень доволен этим фильмом, невзирая на то, что в него не вошло многое из романа. Это, на мой взгляд, очень удачный и очень сильный фильм.
Вот если фильм получился хорошим, и книга в нем жива, значит, это хорошая экранизация, даже если половина книги в этот фильм не вошла.
А фильм Велединского, безусловно, очень хороший.
Я понимаю, что тот герой которого играл Константин Хабенский, не совсем совпадает с тем героем, которого описал я в романе, но свой роман я написал в 95 году, то есть уже 22 года назад.
В этом и главная суть отличия фильма от книги. Отличия по сюжету уже не столь важны.
Вам Служкина не жалко? Как трансформировался главный герой в фильме? Я сейчас купила эту книжку 17 года, с задней стороны обложки написано, что это книга о том, «как много человеку требуется мужества и смирения, чтобы сохранить «душу живую», не впасть в озлобление или гордыню, а жить по совести и любви». Времена, действительно меняются, но мне кажется, что Служкин в вашей книжке не стал бы поступать так или вести себя так, как он ведёт себя в фильме даже в наше время
Ну, в фильме он совершает примерно те же глупости, что и в романе, я вот не согласился бы с вами.
Герой нашего времени, это же вот не просто какой-то очень удачный персонаж, выдуманный автором из своей головы.
Например, классический «Герой нашего времени», Печорин. В чём была драма той эпохи, когда Лермонтов писал свой роман? Главная драма была в распаде дворянской идиллии, то есть, дворянство перестало быть лидером нации.
То есть культурный тип героя нашего времени всегда завязан на главную драму эпохи .
И точно также, на главную драму эпохи я завязывал героя своего романа. Как я уже сказал, роман я написал в 95 году.
Главное желание людей было обрести какую-то твердую опору, основу. Разумеется, каждый обретал ее в своём. Кто-то хотел вернуться в Советский Союз, кто-то хотел абсолютного торжества либеральных ценностей. Мой герой воплощает в себе потребность такой опоры.
И дальше он произносит очень важные слова: «иного примирения на Земле я не вижу».
Но Александр Велединский снимал свой фильм уже в 10-е годы, эпоха кардинальным образом изменилась. Главной проблемой было не отсутствие Гармонии, главной проблемой стало отсутствие Свободы.
Он несколько раз цитирует Пушкина: «не боится никого, кроме Бога одного», то есть он тоже говорит о свободе. И герой, которого играет Хабенский, это герой, который всем дает свободу, и не его вина, что люди этой свободой не умеют пользоваться: что друг влюбляется в его жену, что жена ему изменяет, что ученики ведут себя, как свиньи… Это не его вина, это вина времени.
Его задача, как человека, давать им свободу. Он эту задачу выполняет, и в этом смысле он- Герой нашего времени, такой же как герой романа, поскольку разные времена, разные конфликты, разная суть этого героя.
Если в романе Служкин сохранил самого себя, не превратившись в жалкого человека, то в ситуации уже Служкина киношного, это сделать было гораздо сложнее, поэтому Хабенский, в смысле, Служкин из фильма, выглядит более жалким, нежели Служкин из романа. Это не художественный просчет Александра Велединского, это закономерный итог , к которому он вел весь свой фильм.
Алексей, вот продолжаю тему о героях: скажите пожалуйста, ориентируясь на вашу библиографию последних лет, кажется, что Вы ушли в историю. Ждать ли нам от вас нового героя нашего времени, и какого?
Знаете, мне кажется, что в формате реализма, в котором я люблю работать, писать о современности сейчас не имеет смысла, потому что такие произведения читателями не прочитываются.
Дело в том, что вот эту очередную революцию произвело изобретение соцсетей, то есть возможность самым разным людям общаться друг с другом, возможность для любого быть писателем. И как только появились соцсети, как только они вошли в нашу культуру, статус художественного произведения о современности изменился, то есть то, что рассказывает писатель, уже не универсальная история, не метафоры жизни, а просто некий частный случай.
Вы представьте, что вот сейчас вот некий писатель напишет роман про бедного питерского студента, который учился в санкт-петербургском университете, у него не было денег учиться дальше, и он ограбил киоск микрозаймов и заодно там убил старушку и ее сестру, которая зашла туда погреться. Будет этот роман о том, что «тварь я дрожащая, или право имею», или не будет?
Я читала о том, что Вы хотели стать писателем по окончании начальной школы, но пошли на журфак, и, спустя год ушли оттуда. Я хотела бы спросить, почему? Неужели журналистика и писательство это настолько далёкие сферы?
Нет, это сферы, конечно, не далекие, но вовсе не тождественные.
Всегда я хотел стать писателем, и вот когда я уже заканчивал школу, я подумал, куда мне пойти учиться, где бы меня выучили на писателя? Поскольку писательских институтов не бывает, а литературный институт немножечко не то, я решил пойти на журналистику, потому что тоже пишешь, тоже публикуешься…
«Дорогой друг, если ты хочешь стать писателем, не ходи на факультет журналистики».
Через полгода я понял, что это действительно не мое, вот и поэтому я журфак бросил. А в чём разница?
Вообще, журналистика это была общественная позиция. Сейчас она таковой не является.
В прошлом году на платоновском фестивале вы говорили что, возможно даже когда-нибудь напишите книгу про речной флот, в том числе, на воронежском материале. В связи с получением Платоновской Премии, насколько эти планы стали более реальными?
А как Платоновская Премия может повлиять на эти планы? Вы имеете в виду деньги?
Поэтому в литературе не бывает заказа, в литературе не бывает продакт-плейсмента, в чём часто обвиняют писателей, то есть, не бывает рекламы каких-то товаров, литература вся делается для души.
Тем более для души делается non-fiction, потому что за него платят ещё меньше, чем за обычную литературу, и произведения non-fiction нельзя никак монетизировать. Ты же не продашь права на экранизацию на документальную книгу, невозможно сделать документальную оперу или ещё что-то, поэтому любой non-fiction пишется для души.
Но это я всё говорю к тому, что деньги с Платоновской Премии это не решающий фактор для того, чтобы я начал писать о речфлоте.
Когда я начну писать, у меня появится спонсор именно на этом проект. А начну я писать тогда, когда до этого дозрею. Это тема фактически неисчерпаемая. Я уже создал огромную библиотеку по этой теме и потихонечку осваиваю. Когда я почувствую, что уже набрал достаточно веса для этого, займусь речным флотом, и там обязательно будет про Воронеж , вообще про судоходство на Дону, про воронежские верфи, про вашу Гото Предестинацию, ну и так далее.
Продолжая тему пугачевщины, о которой Вы писали: как вы относитесь к Алексею Навальному?
Ну скажем так, по поводу Навального я хотел бы просто уклониться от ответа.
Мне вообще предлагали написать книгу для ЖЗЛ, но та персона, которую я предложил, не заинтересовала издателей . А я предложил инженера Ростислава Алексеева, это инженер который придумал суда на подводных крыльях, ракеты метеор, который потом построил экраноплан.
А тут получается, что писатель пишет о писателе, который писал о писателе… Это какой-то культурный междусобойчик, который лично мне не интересен. Скажем, документальную книгу о писателе я предпочел бы в исполнении историка или литературоведа. То, что писатель пишет о писателе это, как минимум, на треть всегда брехня.
Можно узнать, что Вы сейчас читаете? Что вам нравится? Каких авторов Вы для себя открываете?
Знаете, вот я недавно был на Лондонской книжной ярмарке. Это была ярмарка издателей , не писателей. Вот представьте: возьмите одну десятую часть этого зала (зал к-ра «Спартак» - ред.)- вот таким был стенд, на котором на этой ярмарке были представлены все российские издательства. Вообще все, которые есть.
То есть Российская литература и российское книгоиздательство, к сожалению, в мире давным-давно стали периферийным и маргинальным явлением, и русская литература ничего не определяет в мире, и, в общем, никому она не интересна. К сожалению, это так.
Я люблю нон-фикшн, это вторая половина моего чтения, но и нон-фикшн тоже преимущественно иностранный.
Последнее из того что я прочитал, это замечательная книжка американского журналиста Дэниела Ергина «Добыча». Это огромный, толстенный том - история мировой нефтедобычи и борьбы за нефть. Когда прочитаешь эту книгу, у тебя весь мир, история, с головы становится на ноги, ты понимаешь, как устроен мир и почему случались те или иные события, особенно в XX веке. Это крепко отрезвляет.
К сожалению, российские авторы нон-фикшн такого уровня не пишут. Не знаю почему. Мне кажется, просто не умеют заниматься своими делами так тщательно, как этим занимаются иностранцы. Писать книжки про писателя - это ради Бога, а вот про добычу нефти - такого российского журналиста или писателя не найдешь.
Вопрос от супруги губернатора Татьяны Гордеевой: Хотелось бы спросить : Что для вас Платонов, его эпоха, его личность и его произведения?
Платонов это очень сложная личность, конечно, полностью интегрированная в эпоху. Сама по себе Платоновская эпоха, если, конечно, ее можно назвать Платоновской, потому что она была для всех, а не только для одного Платонова - это страшная драма, это прекращение русской традиции, возрождение новой традиции. Эту эпоху можно сравнить с веками раннего христианства, и Платонов очень здраво, точно отразил свое время.
Не знаю, удается ли сейчас кому-либо совершить такую же революцию языка, какую совершил Платонов, но пример Платонова в русской литературе останется на века.