Воронежский СК начал проверку после жалоб на холод в многоэтажке на Хользунова

Директор воронежского таксопарка назвал фейком «итальянскую забастовку» водителей

Авиационную опасность объявили в Воронежской области днем в среду

Заболеваемость гриппом и ОРВИ выросла в Воронежской области

В Воронеже к концу рабочей недели потеплеет до +4 градусов

Беспилотник сбили на территории одного из районов Воронежской области

Капремонт ветхой двухэтажки в воронежском селе перенесли на четверть века

Необузданная и не всегда положительная энергия сегодня будет царить в пространстве. И, пожалуй, именно в этот день вы ясно поймете, с кем вам не по пути

О метапневмовирусе в Воронежской области рассказали санврачи

Детский каток появится на воронежской Адмиралтейке в следующем сезоне

Именно она подойдет сегодня больше всего. Звезды советуют не ввязываться в конфликты и сдерживать острый язык, ведь с большой вероятностью найдется тот, кто сможет вас обыграть.
 

Пропавшую 89-летнюю бабушку нашли живой в овраге в Воронежской области
 

Восемь человек погибли в ДТП за неделю в Воронежской области

Воронежцам рассказали, сколько нужно зарабатывать для максимальной пенсии

Труп нашли на улице Владимира Невского в Воронеже

Малоснежная рабочая неделя ждет воронежцев

Жители микрорайона ВАИ со вчерашнего дня остаются без света в Воронеже

Сирены сработали в Россоши во время объявленной опасности атаки БПЛА

Сегодня звезды советуют не цепляться за былое и устремить помыслы на будущие свершения

Минобороны РФ: четыре БПЛА уничтожили ночью над Воронежской областью

Температурные качели и снег с дождем ожидают в Воронеже в выходные

Гороскоп на 10 января: удачный день для новых начинаний

На 14% взлетели цены на жилье в Воронеже в 2024 году

Воронежцам рассказали, какие выплаты вырастут в 2025 году

Температурный рекорд был установлен в Воронеже 8 января

Эксперты поделились советами по возвращению в рабочий ритм после новогодних каникул

Воронежцам напомнили график работы катка на Адмиралтейской площади в рабочие дни

Символично, но именно сегодня самое время заняться своим здоровьем, уверяют астрологи. Внимательно следите за симптомами. 

Хозяев забытых на площади Ленина вещей ищут в Воронеже

Опасное погодное явление обрушится на Воронежскую область
 

Авторы

Машмет создали санкции

some alt text
Испуганной нимфой, которая безнадежно пытается спрятаться в песчаных берегах, стремясь добраться до реки Воронеж, бежит река Песчанка. По-прежнему равнодушно сбрасывают нефтепродукты в верховье реки автомобилисты из своих гаражей. Русло реки потихоньку мелеет из-за строительства и вырубки оставшихся пролесков. 
 
Парадная
 
Я не знаю градостроительного замысла тех, кто был ответственен за восстановление левобережья. Но складывается ощущение, что улица Менделеева, переходящая в  Ростовскую, обращенная к заводским цехам СК и Шинного завода, предполагалась парадной. Именно вдоль нее самые красивые дома, интересные градостроительные решения. По ней с шумом влетали трамваи и дальше следовали до «Рудгормаша» .

К сожалению, не смог оценить Дом Культуры «Рудгормаш», который находился в тупичке улицы, и до которого я не дошел, и потому не смогу вам его описать и тем более оценить. 

Сам же район возник благодаря санкциям со стороны ряда стран. Список которых на протяжении уже 80 лет не меняется. Введенное эмбарго на ввоз в СССР натурального каучука, получаемого из сока гевеи, создал существенные ограничения для развития автопрома. В кратчайшие сроки была освоена новая технология получения и производства синтетического каучука (СК). А в 1932 году завод уже работал. Это был не привезенный американский завод, скупленный после депрессии в США 1928 года, а с нуля созданный рабочими и инженерами СССР. 
 
Улица Новосибирская после войны -  это задний двор, приватная зона, где быт тихонько прорастал своими особенностями, давшими результаты в 90-е и 2000-е годы.
 
Но вернемся к жилым кварталам на Менделеева и Ростовской. Я искренне считал, пройдясь по району,  что Машмет обращен к Воронежу задом, здесь нет ни парадного входа, а только черные. На одной стороне улицы Менделеева здания выстроены в стиле сталинского ампира, а на другой в стиле конструктивизма. 
 
 
Расположение домов на этой улице было темой многозначительных обсуждений краеведов. Если вы посмотрите на карту, то увидите, что дома на нечетной, «северной» стороне расположены вдоль улицы, строго по «красным линиям». Дома, расположенные на четной, «южной» стороне улицы, размещены меридионально, NNW (Северо-Северо-Запад), некоторые обозначают такое расположение ёлочкой.
 
Существуют две версии их расположения. По одной из них, расположение строений продиктовано близостью опасного производства. Дома расположенные на южной стороне выходят глухой стеной на заводы СК. По мнению, исследователей этого вопроса, такое размещение ослабит действие взрывной волны в случае ЧП.
 
Минимальное расстояние по прямой от завода до торцов домов - 287 метров.
 
Это весьма правдоподобно, так в 1937 года страшный взрыв разнес цех жидкофазной полимеризации. Во многих домах города вылетели стекла, погибло 14 человек. 

Cледующий серьезный взрыв был уже в 1962, когда рванул опытный цех НИИ Синтетического Каучука. Погибли 30 человек, на заводе не осталось ни одного целого стекла и деревянного переплета.
 
Второе предположение, что дома в стиле конструктивизм, строились по тому же принципу, что и знаменитая «Гармошка» Троицкого, в соответствии с теорией инсоляции. Есть даже веское основание для этого, в 1929 году в «Коммуне» вышла статья под названием «Больше света и воздуха, больше удобств». 
 
На мой взгляд, эта точка зрения имеет больше оснований, так как вопросы создания здорового быта для рабочих в среде архитекторов стояли не на последнем месте. Сами здания простые призмы, а выразительность домам по четной стороне улицы придают выступающие угловые балконы.
 
Вырисовывается интересная картина. Между одной из проходных завода, идущей через реку Песчанка, через гаражный кооператив мы выныриваем к парадным стенам зданий выполненных в стиле сталинский ампир. Важно отметить, что нас встречают не голые, глухие стены, а парадные торцы, щедро украшенные лепниной. В одном из зданий сейчас находится отделение СБ РФ. То есть, здание «работает» не только фасадной частью, но и второй стороной, украшая дорогу следования идущего на работу.
 
 
Предположительно, в далекие предвоенные годы, это были парадные ворота квартала соединяющие предприятие и дома в единый комплекс зданий. Соседние здания также щедро наделены архитектурными излишествами, от названий которых веет чем-то пафосным и олимпийским. 
 
Дома в стиле конструктивизм, восстановлены после войны. Так на фронтоне здания №6, где расположена библиотека №29, можно увидеть дату, когда здание было восстановлено – 1948. Тылы здания выходят на Южный парк, который прежде назывался козьим. Скорее всего, это была часть прежнего деревенского мира. 
 
Все же основные здания Машмета до войны были постройками, исполненными в конструктивистском стиле. Если вспоминать 20-е и начало 30-х годов, когда адепты архитектурного стиля конструктивизм, выдвигали задачу «конструирования» окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, то стоит иначе оценивать дворы того времени, особенно в сравнении с точечной застройкой в центре нашего города.

Одна из основных задач, которая ставилась в 20-е годы, — это улучшение бытовых условий жителей и обобществление быта. Причины были вполне прозаические, на мой взгляд. Надо было создавать прачечные, детские сады, библиотеки, клубы и прочие места коллективного пользования. Это освобождало женщин, для культурной и производственной деятельности. Отсутствие частной собственности на землю позволяло решать крупные градостроительные задачи, вплоть до строительства новых городов. Что уж там говорить, вспомним, что сама улица Менделеева, это место, где прежде была Александровка, ныне находящаяся за железной дорогой.
 
Сравните конструктивистские жилые комплексы с дореволюционными доходными домами с дворами-колодцами, на Малой Садовой. Сейчас ведь происходит то же самое: застройщики стремятся вырвать кусок земли и воткнуть в него «свечку». Всё это становится понятно, когда мы заходим в любой двор на улице Костромской или Азовской. 
 
Короткое отступление. Здесь мы видим, что архитектуры в стиле конструктивизм на этих улицах нет, эти здания имеют простую, но заметную лепнину украшающую балконы, и другие архитектурные мелочи. Здесь «бедный» сталинский ампир, но философия расположения зданий – прежняя. 
 
Большое внутреннее пространство, тогда машин еще не было. Дворовое пространство играло и роль парка культуры и клуба, никаких сословных барьеров и одни возможности для коллективного общения. Конечно, в эпоху Брежнева такой образ жизни уже был невозможен и переживал кризис, наступал мир больших скоростей и пластмасс. Данный квартал, это решение гордиева узла связанного с быстрым ростом города, улучшением санитарной обстановки, и жилищных условий рабочих ютившихся в бараках, о которых я чуть писал в предыдущих материалах. Сам район вплоть до Дворца культуры Шинников назывался «грабари».  На одном из высотных зданий района видим лозунг оставшийся со времен социализма - «Миру – мир!» 
 
 
Грабарями раньше называли пролетариев, которые выполняли земляные работы, перемещали огромные объемы грунта. Остается гадать, назван этот район в честь рабочих СССР или пролетариев Российской империи. Часть домов уже пуста, здесь нет жителей, можно будет предположить, что  в ближайшей перспективе, - здесь строительство многоэтажных зданий. 
 
Но продолжим. Если идти от Менделеева по улице Ростовская, то вскоре справа от нас окажется море зелени, неухоженная пешеходная дорожка, идущая на незначительном удалении от проезжей части. Тут и там к пятиэтажкам от дорожки ныряют тропинки, залитые дождевой водой. В муниципальном хозяйстве это значится как парк Ростовский. 

Возможно, в свое время парк служил прекрасной буферной зоной и выполнял эстетическую и коммуникационную задачу. Спустя четверть века,  выполняется только одна задача, буферная. Это по-прежнему хороший шумозащитный барьер, защищающий от испарений нефтепродуктов с предприятия.
 
Само путешествие после того, как вы рассмотрите Дворец Культуры Шинников, малоинтересно. 
Мы будем двигаться с одной стороны вдоль парковки жилого квартала, с другой мачты, фермы, трубы предприятия. Итак будет то того самого момента пока мы не упремся в перекресток, дальше которого БАМ, а к железнодорожным путям ведет путь к железнодорожной станции Машмет и торговым рядам возле перехода к кварталу вокруг завода «Рудгормаш».
 
«Огурцы» и «Рудгормаш»

Рассматривая карты, замечаешь, что один из районов нового Машмета называется «огурцы». Это весьма перекликается с тем, чем занимались, жители одного из старых районов левобережья – Монастыршенки, где было простое парниковое хозяйство. В послевоенное время, где прежде не было строений, также были теплицы, которые и собственно дали названию тому району. Сразу ясно, что там выращивали. Сейчас там можно выращивать разве только алюминиевые огурцы, ведь этот район и район через дорогу под романтичным именем «БАМ» стоит на море некаля. Некаль это ядовитое вещество вызывающее расстройство желудочно-кишечного тракта. 
 
 
Сами район «Огурцы» молод. Панельные дома, еще не вполне обжиты, здесь еще нет устойчивых социальных взаимосвязей. Здесь еще молодые, высаженные совсем недавно деревья. Детские площадки рядом с припаркованными авто, которые легко паркуются на газонах. Но это, как мы все знаем, общегородская проблематика. Но из-за того, что все еще свежее, впечатление не угнетающее, тротуарная плитка вдоль домов - ровненькая, блестящая. Возможно, что на социальное устройство повлияет строящийся храм, в районе БАМа, а может повлияет качество коллектива детского сада возле Торгового Центра?
 
Если пройти чуть меньше километра и перейти железнодорожную линию, то мы окажемся на территории квартала «Рудгормаш». Прежде жилой квартал перед офисным зданием Рудгормаша, был настолько мал, что, если бы не несколько многоэтажных зданий, вероятно построенных в начале 90-х годов, то сложилось бы ощущение, что на заводе работает не больше, чем 500 человек. Потребность населения в ряде услуг, создала парикмахерские в бывших строениях завода. Из довоенных построек цело здание пожарной части с наблюдательно-сушильной вышкой и пороховая башня на территории завода.
 
Площадь перед заводоуправлением страдает во время дождей, которые заливают пешеходную дорожку, идущую от детского сада к ней. Сквер на Чебышева, между станцией Машмет и заводом благоустроен и можно видеть здесь отдыхающих жителей района.
 
Черный двор
 
Итак, 30-е годы это принудительная сборка в чистом поле социалистического города, всей его социальной инфраструктуры, о которой мы писали в части посвященной Монастырщенке. Возникшая урбанизированная территория прирастала заводской или, как сейчас мы говорим, корпоративной, а не городской идентичностью.
 
Жители тех районов вряд ли мечтали стать передовым классом, могильщиком капитализма. По словам историков, все партийное или комсомольское строительство тех лет, отнюдь не переплавляло людей в единую гомогенную массу. Рабочие конца 20-х - начала 30х годов, вступали в ряды партийных или комсомольских организаций, но больше они тянулись к обучению в открывшихся профессиональных и технических учреждениях. Или же становились участниками самодеятельных коллективов в заводских клубах. Не стоит забывать, что голод не тетка, и сотни крестьян прибыли в Воронеж в поисках работы в 1932-1933 годах. Цель не просто найти работу, а выжить.
 
Пробежав большую часть городской застройки за рекой Песчанка, отмечу одну особенность. Площадей вы здесь не найдете, здесь нет административных центров, объектов, здесь нет парадов и митингов, шествий и флеш-мобов, политики здесь нет. Есть торговые ряды. Идентичность важна для полиса, как свая гавани, на которой вострят свои галеры горожане для путей, отплывая для освоения мира. Герой здесь «Гомер» американского мультсериала «Симпсоны», его можно увидеть у бывшего профессионального училища, на улице Азовская. Он любит пиво, футбол и не любит выборы. «Нет, нет, ребята, политика меня не интересует. Я с подозрением отношусь к тем, кто ходит на выборы!» Все это легко найти в этом районе. 
 
 
Жители этого района не манифестируют как воронежцы своих социальных требований в настоящее время. Хотя социальная напряженность среди рабочих «Рудгормаша» по-прежнему сохраняется. Это, так или иначе, просачивается на страницы городских форумов. Здесь практически отсутствуют памятники культуры, а это и общественные пространства, скульптуры, особые здания.  Об этом заботились в последнюю очередь, здесь нет культурных маркеров, героев, разве только памятник Ленину у ДК Шинников, но он как раз с парадной стороны района. Интересно было услышать от моего друга, живущего на Машмете, что здесь в свое время работала спортивная секция по игре в сквош. Моё сердце сразу учащенно забилось, ведь я видел спортсменов фанатов этого вида спорта в американских фильмах. И самое главное, что за этим занятием проводили время топ-менеджеры, яппи и прочие фронтмены, строившие американскую мечту.
 
Неожиданно
 
Повторюсь, данный район лишен возможности отдыхать на берегу водохранилища, берега водоемов все сплошь усыпаны очистными сооружениями, полями фильтрации. Испуганная река Песчанка, завалена мусором, который сбрасывают сюда с машин, золой, изгажена нефтепродуктами. Похоже, горожане не любят воду, не ценят ее, хотя и любят загорать и ловить рыбу. Об этом мы напишем подробнее в отдельном большом тексте.
 
 
На стороне жилых массивов недавно возведенный Торговый Центр - «Южный Полюс». Внутриквартальные дороги далеки от нормы, позволяющей не сломать ноги или не поскользнуться. Система канализации видимо дышит на ладан по всему городу.
 
У Машмета своя карма. Район воспет различными музыкальными коллективами. Воспевание района группой  «Сектор Газа» еще долго будет цитироваться местными. «Здесь очень трудно жить, здесь трудно сделать вздох. И не поет тут соловей - он, задохнувшись, сдох»...
 
 
Но это прошлое, соловьи здесь поют, выжившая природа цветет буйным цветом. Хотя имидж «романтизированной» шпаны в этом районе жив. Так музыкальная группа «Машмет» исповедуя нуаро-шансоновый стиль в своих выступлениях поёт «Никому здесь ты не нужен», хотя наверное это относится не только к машметовцам, но к целому поколению города. Ведь после того, как предприятия теряли интерес к развитию потенциала территории, сбрасывались объекты социальной инфраструктуры.  
 
 
Первоначальное «накопление капитала», лишние люди, прежние Утопии забыты. Люди пытались приспособиться к новым условиям жизни. На первый план вышли простые человеческие потребности - отдых, шоппинг. Опустим печальные моменты, целое поколение ушло, погубив себя наркотиками и поубивав себя в битвах за кусок хлеба. 
 
Стоит еще сказать пару строк про «Южный парк». В настоящий момент, въезжающие в этот район видят именно его. Здесь не гоняют в футбол, но можно увидеть рампы для скейтбордистов. Парк прежде был полон хлама, мусора и шприцов. Сейчас здесь полно аттракционов для детей, подростков, девушки катаются на роликах. Значит здесь безопасно и вполне комфортно и можно спокойно общаться со своими сверстниками.
 
Нащупав дно, предприимчивые люди открыли многофункциональный объект «Городская дача». Он и центр арабо-российской дружбы и фитнес-центр и гостиница и баня. Совсем недавно Ростовскую улицу украсил искусственный пруд, в котором пара белых лебедей, фонари, лавки, видеокамеры для наблюдения за этими прекрасными птицами. Жители машмета надеются, что через год-два, рядом с прудом облагородят парк и район станет вдвойне прелестным. 
 
 
Пока же горожане берут пиво и шашлыки и отправляются в местные «плавни», бывшие поля фильтрации, за садовыми участками, которые выделялись сотрудникам заводов.  К сожалению, не смотря на то, что в целом бытовая культура стала лучше, прежние залежи мусора еще можно наблюдать. Но если вы слегка закроете глаза на целый ряд таких обидных мелочей, то вы услышите да и увидите в камышовых зарослях и диких уток и пение зябликов, а в отдельных местах пение соловьев. Мало того, если идти от «городской дачи» к искусственному водоему, то на вас обрушатся ароматы цветущих садов, вы по дороге, можете сорвать несколько виноградных ягод, стрекозы будут кружить вокруг вас. Главное забрать с собой мусор, после пикника, чтобы в дальнейшем снова попасть в чистое место.
 
Стоит признать, что экологическая обстановка в данном районе улучшилась. Хотя, конечно же, необходима работа по восстановлению почвы, в которой пока еще больше нефтепродуктов и железа, чем полезных микроорганизмов.
 
Отдельное приятное воспоминание, знаковое место -  это двор напротив Дворца Шинников. Внутри двора футбольное поле, выходящее одной своей частью на гаражи, идеальное сочетание. Школа жизни для подростков. 
 
Здесь за стеной ангары мебельного производства. Жизнь на территории бывшего цементного завода расцветает, слава богу, что жители близлежащих домов теперь не дышат цементной пылью.
 
Вроде ничем не приметный двор, потрепанный, тэги местных «бомберов», и вдруг дерево, стоящее с одной из сторон футбольного поля. Оно не единственное, таких там дюжина. Но то, что отличает это дерево от остальных искусственного происхождения, и связано с футбольными традициями. Но лучше тысячи слов, конечно же, одна фотография. На котором видны кеды, заброшенные на ветви.
 
 
На что надеяться этому району? Возможно, ли мечтать, что «Синтезкаучук» испарится, река Песчанка станет достопримечательностью левого берега, после того, как там проведут природовосстановительные работы? Город не судьба, а выбор как говорил один талантливый человек. Будут ли ждать жители машмета, не знаю. Скорее буду верить, что средняя продолжительность жизни в данном районе поднимется в скором времени до среднестатистических цифр. Это и будет хорошим будущим района.
 
Автор текста: Илья Бейлин