…«Говорит «Сириус»! »... Так справедливости ради стоило бы назвать «главку» посвященную этому району. Такие слова были услышаны во время сеанса радиосвязи с воздухоплавателями, погибшими при освоении Стратосферы.
Из истории быта строителей левобережья 30-х годов.
Мы находимся по адресу Героев Стратосферы, 1. Здесь располагается высотный ориентир, не только для этой улицы, но для целого района между Монастырщенкой, ВАСО и заводом СК. Само здание украшает бельведер, башенка, с которой открывается вид на водохранилище.
Улица названа в честь о воздухоплавателей, достигших в 1934 году рекордной высоты на стратостате «Осоавиахим -1» и погибших при спуске аппарата. Командиром экипажа был наш земляк, житель Острогожска П. Ф. Федосеенко.
Боги Стратосферы и воздуха были суровы к людям. В 1934 г. по решению правительства в Воронеж из Харькова было переведено строительство самолетов К-7. Конструктором этой машины был Константин Калинин, чьи родители были родом из Валуек, в то время еще Воронежской губернии. Он начал работать над созданием многоцелевого самолета, но завершить работу не успел. Был несправедливо арестован и 22 октября 1938 г. расстрелян «за участие в антисоветской организации, шпионаж и проведение вредительской деятельности» в подвале Воронежской тюрьмы НКВД.
Вспомним, что за место здесь прежде было. Буквально в двух шагах - околицы Монастырщенки. Крестьянский быт, клуб, где местные хулиганы таскают друг друга за чубы, заливные луга, ребра конструкций парниковых хозяйств.
Рядом бараки строителей ВоГРЭС и завода Синтезкаучук. На дороге от ВОГРЕСа до жилого поселка не имеется фонарей, по мнению руководства жилищного сектора, это роскошь. В бараках по одному умывальнику, из 4-х сосков два сломаны.
Плохо шло озеленение территорий, так в рамках социалистических обязательств ВОГРЕС обещал провести посадку 50 деревьев в рабочем поселке, но вскоре все об этом забыли. Инициатива самих работников рабочего поселка произвести посадку деревьев, озеленить территорию и привести ее в культурный вид, на администрацию впечатления не произвела. Об этом можно прочитать в газете партийного коллектива ВОГРЭСстроя от 1933 года.
Видимо отношение к озеленению в нашем городе имеет давние традиции, культура благоустройства нашего города в зачаточном состоянии. Будем надеяться, что спустя 80 лет нравы стали мягче, а общий культурный ценз стал повыше, не смотря на оптимизацию эффективными менеджерами системы образования, и здравоохранения.
Архитектура
То, что мы сейчас видим, это, конечно же восстановленные в послевоенные годы строения. Мы до сих пор еще можем видеть стиль неоклассицизма, с характерными для него «излишествами» для советского гражданина: лепнина, барельефы, колонны, розетки, звезды. Архитектурные излишества с символами грядущего изобилия и счастья. Вместо античных скульптур фигуры крестьян, рабочих, инженеров и женщин со снопами. В предвоенные годы на фоне бараков, такие здания казались дворцами, где хотелось жить.
В настоящее время герои советских утопий, замерли. Гипсовые слепки крошатся, лица некоторых, по которым прошлась карающая длань реставраторов, стали похожи на Доктора Лектора из фильма «Молчание ягнят». Идеальный срез, шкала социального обустройства общества той эпохи, можно увидеть на барельефе здания по адресу ул. Героев Стратосферы, 13. Это пионеры, рабочий, колхозник, военнослужащий, матери с младенцами и детьми и изуродованный спортсмен. Не пойму, почему это считается нормальным, когда историческое здание отреставрировано не должным образом?
За фасадом здания с барельефами в заброшенном состоянии детский сад. Наверное, ждем, когда он окончательно руинируется, а на его месте возведут жилой 17-этажный дом.
Последние четверть века Космос стирается из нашей памяти. Успехи пионеров осваивавших новую материю, новую стихию, создавших новые материальные продукты и новые знания с помощью своего труда и мысли, подзабыты. Новые полимерные боги, требуют новых жертв, прежний мир остался в журналах «Техника молодежи». Хипстеры радостно хлопают в ладоши, следя за Илоном Маском и Сергеем Брином, и осваивают новую роскошь общения.
Прежняя бутафория, декорации сменяются виртуальными образами в виртуальном мире. Стало меньше физкультуры, стало больше киберспорта. Я не знаю, какие ритмы сейчас можно поймать, двигаясь по улице Героев Стратосферы, но это точно не ритмы песни космических туристов.
Если с левой нечетной стороны улицы, мы наблюдаем целый парад зданий украшенных колоннами, звездами, и прочим декором, то правая сторона, смотрится на фоне этого младшей сестрой, донашивающей за старшими одежду. Обращает на себя внимание, гостиница «Восток» по адресу ул. Героев Стратосферы 14. Это довоенное здание, восстановленное в самом начале 50-х годов. По не очень проверенным данным, до войны там жило руководства авиазавода. Верх здания венчает наблюдательная пожарная площадка, так как это здание было самым высоким на тот момент. По адресу Ленинский проспект 8\1 стоит дом, по архитектуре, скорее всего дом Специалистов.
Чуть далее, детский сад, который так любят фотографировать увлекающиеся краеведением. Само здание с колоннами и элементарной лепниной, а кроме того, там стоит скульптура вождя Октябрьской революции. Это молодой Володя Ульянов, его позолоченная фигурка украшает детскую площадку.
За детским садом, словно забредший случайно городской пижон, дом по адресу Меркулова, 4. Здесь еще видны архитектурные излишества, в окружающих его домах такого уже нет. Возле дома разрушенная клумба, которая прежде радовала глаза окружающих. Сейчас, это груда кирпичей на фоне детской площадки, где играют дети. Но в целом район уныл, и разве только бильярдная ближе к гаражным кооперативам оживляет его своей вывеской.
Размышления у парадного подъезда ВАСО
Пройдя от Дворца Культуры к площади перед авиастроительным заводом, мы выйдем на большую парковку. Это бывшее трамвайное кольцо. Живописным украшением этого места, по-прежнему остается макет Ил-2М. Это легендарный «летающий танк» Второй мировой войны.
Чуть правее, что–то похожее на сквер, хотя я сомневаюсь, что студенты ВГПУ выбегают сюда посидеть поболтать и съесть мороженное. Здесь нет малых архитектурных форм, клумб, нет освещения, да и лавочек нет. Зато полно упавших веток, стаканчиков из под кофе и сигаретных «бычков».
Рядом на четной стороне ул. Героев стратосферы дом 22. Предполагаем, что прежде в здании был набор социальной инфраструктуры. Высокий цокольный этаж, наверное, прежде здесь был магазин, почта и химчистка. Это угловое здание и двор, последнее из того ряда зданий, которые были построены и восстановлены в послевоенные годы. Здесь жизнь заканчивалась, дальше шли корпуса авиазавода и железнодорожное полотно, словно контрольная полоса, отсекающая горожан от следующей за ней же индустриальной зоной.
Согласно обрядам, предписанным религией древних римлян, линия города была отмечена плугом. В эпоху Индустриализации, таким плугом видимо были, видимо, железнодорожные рабочие еще в 1876 году соединившие центр России с Ростовом на Дону. Но о месте «плуга» в нашей жизни будет отдельный рассказ.
Район у ДК имени Кирова.
Голубей на площади возле Дворца культуры имени Кирова не много, и она не похоже на площадь Cан - Марко в Венеции, и тем более, там нет скульптур парящих львов. Все львы Воронежа на высоком правом берегу.
Здание построено в 1954 году, это типовой проект для домов культуры, разработанный в архитектурно-проектной мастерской ВЦСПС московским специалистом К. К. Барташевичем. Схожие строения есть в Саратове, Липецке, Никополе. Большой зрительный зал на 540 мест. Здание известно тем, что в 1964 года именно в этом дворце культуры Василий Шукшин впервые представил зрителям свой фильм «Живет такой парень», некоторые наверное помнят памятную табличку, в честь этого события.
Многоугольник площади переходит в открытую для взгляда со стороны ДК прибрежную линию. Спрятанный пост ГИМС и небольшая площадка для тренировок личного состава образуют обширнейший резервуар свободного открытого пространства в одной из центральных точек левобережья, в узле основных его магистралей. Площадь, в центре которой сквер и связанный с нею ансамбль, возведенных по периметру зданий, наделяют этот район определенным пафосом.
Увы, этот пафос давно отцвел, испарился и провалился в безвременье, где его ощипали рука рынка, отцы города, нерадивые собственники и слегка растерявшиеся граждане.
Самое загадочное в этом градостроительном замысле, где спрятана осевая точка этого замаха на архитектурный ансамбль? Где задается перспектива, где (черт подери) встать, чтобы почувствовать себя зрителем, чтобы ощутить весь спектакль текущей для нас жизни?
Может это точка около колонн Дворца, но нам тогда будет видно строение, в котором располагался областной наркодиспансер? Это точно, не бельведер здания по адресу ул, Стратосферы, 1, так как там не смотровая площадка. Да и не порожки этого же здания с которого виден ДК Культуры и сквер защитников отечества и плохо видны башни ВоГРЭС.
Можно лишь предположить, что данное пространство – транзитное, этакий буфет, из которого прежде были слышны «трели» трамваев. Они, как театральные звонки, напоминали, приглашали ко второму действию, на работу или домой. Интересовали ли Зрителя, времён Гагарина декорации и бутафория сталинского ампира?
Может адекватнее было спрятавшиеся во второй линии (ул. Ленинградская, 138) здание кинотеатра «Родина», построенного перед самой войной и восстановленное в 1957 году. Может это баня и стадион «Буран»?
Рядом с мертвыми стенами Дворца Культуры горделиво стоит храм Торговли, правда бога Меркурия и его сандалий, скорее всего, здесь мы не увидим. У ТЦ «Перекресток» не назначают встреч влюбленные, сюда не бегут измазанные мороженым мальчуганы. Только атмосфера покупок и сосредоточенности перед отъездом от остановки общественного транспорта, где в летнюю жару можно глотнуть холодного кваса.
Все здания в этом районе словно заморожены, и если не пребывают во сне, то и жизни не прибавляют.
Одухотворенность, жизнеспособность, наполненность жизнью.
Явно требуется боги, пенаты способные привнести сюда жизнь.
О социальной инфраструктуре
Возьмем открытые данные, которые позволяют нам маркировать район сточки зрения привлекательности велосипедиста. Можно посмотреть данные, сохраненные после поездок с устройствами gps-навигации и позже выложенные на карты.
Это, кстати, критерий, сочетающий два фокуса - удобство проезда и безопасность района - и его культурная и историческая привлекательность. Это показатель жизнеспособности района. Мы видим, что велотреки завершаются на пересечении улиц Героев Стратосферы и Ленинградской. Странно, но факт.
Печальный вывод, набивший оскомину - социальная инфраструктура эпохи «развитого социализма» была разнообразней, учитывала на тот момент потребности населения и давала возможность подростку развить свой потенциал. В настоящий момент о таком стоит мечтать. Стоит только вспомнить бассейн «Чайка», который находился в пяти минутах ходьбы от ДК Кирова, чуть ближе к реке Песчанка, напротив комплекса зданий ВоГРЭС. Сейчас это здание, которое украшает вывеска магазина «Би-Би».
От самого магазина вдоль забора, отделяющего завод, тянется уютная дорожка длиной 350 метров, вокруг буйная растительность, жители выгуливают собак. Здесь, обратите внимание, целых три урны, которые наверняка выставлены благодаря нормам безопасности вокруг пожароопасного производства. Пройдя этой дорожкой, мы выйдем на улицу Меркулова, где расположен гостиничный комплекс - «А-отель». Странное место для гостей города, наверное, заметит любой прохожий. Далее в глубине улицы Кулибина, бывшее трамвайное депо №2, где стояли чешские трамваи Tatra. Сейчас там торгово-складские помещения, гаражи. Само депо было закрыто в июне 2002 года, так как было продано за 1 млн рублей.
Что же изменилось за 70 лет в этом районе? Жилая застройка на фоне индустриального пейзажа, осталась прежней. Социальная инфраструктура только истончилась и обновление ее идет медленнее, чем путешествие Ломоносова из Холмогор до Москвы.
Автор текста: Илья Бейлин.