- Сегодня мы начинаем проводить наши встречи в новом формате, которому мы нашли простое, но многозначительное название «Отражение». Формат этот предполагает некий цикл встреч с людьми влияния, так прямо и скажем, в рамках работы нашей Гильдии аналитических журналистов. Естественно, помимо членов Гильдии мы будем приглашать и ведущих журналистов города, главных редакторов, людей авторитетных, знающих, потому что Гильдия это организм не закрытый, мы готовы к общению, готовы к работе, поэтому здесь сегодня не только члены гильдии, но и представители ведущих воронежских изданий, - пояснил президент ГАЖа Андрей Долженков.
- Я, действительно, очень много езжу по стране и скажу: то, что делается в Воронеже это, конечно, очень здорово - развитие промышленности, поддержки предпринимательства, сельского хозяйства и тд. Очень правильно и хорошо работает правительство, но вот по теме ЖКХ, конечно, здесь есть еще, что делать, куда двигаться, что поправить.
После этого на Светлану Викторовну, как из рога изобилия, посыпались вопросы от журналистов. Поскольку тема, действительно, наболевшая, а на встречу пришли далеко не новички, вопросы звучали довольно острые.
Стратегический вопрос
- Светлана Викторовна, хотелось бы задать вам стратегический вопрос, - обратился к эксперту представитель воронежской областной Думы Александр Пылев, - когда у нас в стране ЖКХ в рынок отпускали, говорили, что это будет выгодно. Сейчас все стороны заявляют об обратном. Если предположить, что все стали бы честными в ЖКХ – управляющие компании бы не воровали, энергетики бы сами сдерживали свои тарифы до уровня необходимого, жители тоже не воровали друг у друга. Если бы была идеальная схема, было бы ЖКХ выгодным при нынешних обстоятельствах или нет?
Вопрос оказался, действительно, не простым. Светлана Викторовна пояснила, что ответить на него однозначно нельзя, но отметила, что есть ряд моментов, которые непосредственно влияют на то, может ли сфера ЖКХ быть прибыльной в принципе.
- Если бы все были честными, вероятно мы получили бы более прозрачное ЖКХ и, возможно, это вызывало бы меньше раздражения. Но, нужно отметить, что, на мой взгляд, в наших условиях предоставление жилищных и коммунальных услуг это в скорее социальные обязательства, чем сфера рыночных отношений. Мы сейчас наблюдаем движение в сторону большего огосударствления этих функций. И мне кажется, мы будем продолжать двигаться в эту сторону. Да, прозрачность надо наводить, да, надо четко считать, сколько потребили, да надо как-то бороться с воровством, но учитывая всю нашу непростую ситуацию, наверное, все-таки государство не должно снимать с себя ответственности за эту сферу. Только оно должно четко определиться - где мера его ответственности. Если оно диктует, к примеру, формирование тарифов, значит, оно должно дотировать, допустим, содержание старых ветхих домов, ведь их содержание стоит очень дорого и так далее.
- Вы сказали, что сфера ЖКХ это скорее социальные обязательства, чем рыночные отношения, но при этом я сравнил квитанции этого года и десятилетней давности - сумма выросла практически в 10 раз. Мне кажется, это даже не то, что на социалку, на рынок не похоже. Какие-то грабительские отношения, - обратился к гостье представитель «Московского Комсомольца» Даниил Ендовицкий.
- По сути своей коммунальные услуги не правильно рассматривать, как свободный рынок, - подчеркнула Светлана Викторовна, - Если говорить именно о росте тарифов ЖКХ, здесь нельзя все сваливать именно на предприятия ЖКХ, потому что львиная доля тарифа росла за счет энергоносителей. На самом деле за последние годы вот эта доля, которую платили поставщикам газа и других энергоносителей, она увеличивалась, а доля, которая шла коммунальным предприятиям на модернизацию, на зарплаты и тд. она все время уменьшалась. Да, нужно отметить, что у нас рост цен на ЖКХ стал некой аксиомой. Конечно, есть инфляция, но при этом мне совершенно непонятно, почему каждый год в одно и то же время эти тарифы должны расти в каком-то определенном коридоре. Я выступала и выступаю за то, что необходимо полномочия по установке тарифов спускать на региональный уровень. В каждом регионе ситуация разная - где-то они были изначально занижены, и там все разваливается, где-то наоборот они были слишком высоки. В каждом регионе губернатор несет ответственность за то, что происходит на его территории. Нужно брать отдельно каждое предприятие, проводить публичный аудит. Если оно хочет поднять тарифы, то это должно быть четко увязано с какими-то показателями по повышению качества. Во многих случаях, я глубоко убеждена, эти тарифы можно снижать.
- Главная проблема Воронежа, на мой взгляд, связана с неудовлетворенностью работой управляющих компаний, - пояснила Светлана Разворотнева, - Воронеж в числе лидеров по количеству жалоб на УК среди городов России. Причины разные. Возможно, это связано с тем, что недостаточно эффективно работала государственная жилищная инспекция до последней смены руководителя. Благоустройство дворовых территорий, управление многоквартирными домами – это, конечно, также вопросы, которые требуют решения. Но с другой стороны, я прекрасно помню, как лет 10 назад в Воронеже воду поставляли по часам, сейчас такого нет. Конечно, все недовольны ростом цен на услуги ЖКХ. Конечно, много проблем связано с оплатой общедомовых нужд. Это общая проблема, но здесь в Воронеже это усугубляется еще и тем, что многие перешли на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями. С одной стороны это выгодно ресурсникам, потому что деньги не оседают в карманах УК. Это выгодно даже самим УК, поскольку ранее они собирали, к примеру, с граждан 95%, а ресурсникам отдавали все 100%, соответственно, заведомо должникамитерпали убытки. Но это не выгодно самим гражданам. Поскольку ресурсники не заинтересованы в том, чтобы экономить - сколько пришло по приборам учета или по нормативам, столько и начислят. Кто-то ворует, где-то труба течет - ресурсоснабжающая организация не будет в этом разбираться. Поэтому все это ложится на плечи граждан, причем добросовестных плательщиков.
Где деньги, Зин?
Еще один вопрос из числа, что называется наболевших, задал журналист газеты «Мое» Роман Прытков:
- Светлана Викторовна, за содержание жилья со стандартной квартиры платится ежемесячно 500-700 рублей. Таким образом, со 100-квартирного дома получается 50-70 тысяч рублей. Что видят за эти деньги жильцы? Максимум работу дворника, может быть, запуск системы отопления. Но больше ничего, в большинстве случаев. Даже замены разбитого стекла в подъезде нередко жильцы не могут добиться. Получается, все эти деньги ежемесячно исчезают. Может быть, пора уже несколько ужесточить контроль со стороны правоохранительных органов за тем объемом услуг, которые предоставляют УК? Добиться того, чтобы УК регулярно отчитывались о том, куда эти деньги тратятся.
- На самом деле сейчас с точки зрения законодательства есть все возможности организовать процесс так, чтобы УК перед собственниками отчитывалась. По закону председатель совета дома должен подписывать акты сдачи-приемки всех работ, которые делает УК. Плюс , раз в год УК отчитывается перед собственником за выполненные работы, по-хорошему, ежегодно сами собственники на собрании должны утверждать планы и смету работ. Но ведь в большинстве случаев, это не делается. Люди на собарание собраться не могут. А между тем, я знаю дома, где собственники так организовались, что требуют со своей УК все в полном объеме и ни копейки ей не платят пока работа не выполнена. Сейчас это возможно только мало, кому хочется этим заниматься - люди спешат на дачи, а не на общедомовые собрания...
Вопросов, которые хотелось задать эксперту, оказалось настолько много, что встреча ГАЖа в этот раз затянулась. Прав оказался президент Гильдии, говоря, что тема эта близка каждому, не только как журналисту, но и как простому обывателю, собственнику и гражданину, наконец. За полтора часа раскрыть ее полностью вряд ли было возможно, поэтому обсудили только основное. Но и этого оказалось достаточно для того, чтобы журналисты ушли с пресс-завтрака довольные не только ароматным чаем от ресторана «Гранат», но и содержательной беседой, которой удалось завершить рабочую неделю.