Оставим в покое маэстро Корнелия. И зададим простой вопрос: что же такое левый берег- индустриальная застройка, так и не ставшая городом, пригород или спутник Воронежа?
Можно ли считать левый берег замыслом, который, к счастью или сожалению не реализовался?
Что же сейчас? Последние несколько лет территория левобережья превращается из прямоугольника в квадрат, практически увеличившись в два раза. Если прежде прямоугольник был 10 километров на 4 в глубину, то теперь до жилых массивов в селе Бабяково все 10 километров. По сути, в перспективе площадь Левобережного района может стать не меньше, чем на правом берегу.
Если прежде наш город мог считаться компактным, то теперь ситуация станет иной. Ведь это влечет за собой ухудшение качества городской среды, нагромождение управленческих решений, удорожанию строительства городской инфраструктуры и дальнейшему ухудшению ситуации с транспортом.
Итак, апрельская прогулка по улицам Монастырщенки - района, который до 1929 года был селом.
Мечты о воронежской Юрмале
Придется побыть некоторое время Капитаном очевидность. Жители целого ряда кварталов, домов, жилых массивов, приобретая жилье, за зданием администрации Левобережного района, наверняка думали о прекрасных перспективах жизни на берегу водоема.
Справка: под Монастырщенкой мы будем считать микрорайон от здания администрации до ДК им Кирова.
Я так себе и представляю, как советская интеллигенция ждала пикников, где Гоша из фильма «Москва слезам не верит» будет укутывать любимую женщину пледом, вдали будет звучать гитара и доноситься легкий аромат шашлыков. Кому-то это напомнит Юрмалу, разве только не будет хватать сосен и соленого ветра.
Оценивая состояние дворов, протискиваешься к жилищному массиву «Белые паруса», зажатому между одноэтажным послевоенным фондом, МРСК и парком «Алые Паруса». Жилой массив похож более на фортификационные сооружения, отгородившиеся от ветхой одноэтажной застройки. Одинокая архитектурная фантазия рыцаря Велианта посреди варварского леса.
Расстояние от парковки до линии прибоя около 90 метров, до жилых зданий - приблизительно 113. Выйдя на набережную Авиастроителей, понимаешь - это далеко не песчаные пляжи Юрмалы и не улица Йомас.
Хотя для того, чтобы здесь появилась рекреационная зона достаточно воображения, хорошей работы ЖКХ служб и мэрии.
Поросшие деревцами берега левобережья, местами живописны, но засорены и давно не убирались. Несмотря на это, людям нравится проводить время у воды и вроде как неловко писать, почему это так. За парковкой комплекса «Белые паруса» пустынная полоса, без надежд, полная песка, пластика, старых газет и стаканчиков, дюн, как в Юрмале, нет.
Несмотря на то, что я на всем протяжении своего пути видел достаточно горожан, все встречающиеся были - мужского пола, а именно выгуливали собак, были рыбаками, подростками с шашлыками и пивом, одинокими пенсионерами на турнике. Это всё симптом того, что это территория дискомфорта, женщинам здесь места нет.
Левый берег не для слабаков
Прошло 85 лет, а 18 гектаров набережной по-прежнему не столь уютны.
Что же мы можем увидеть, пройдясь вдоль набережной, забегая во дворы района? Возьмем и пристрелочно оценим качество городской среды по трем–четырем пунктам.
Что ж ставим галочки.
- Наличие культурно-исторических и рекреационных аттракторов в рамках пешеходной доступности от объекта:
Микрорайон не обижен, возрожден парк «Алые паруса», развивается территория вокруг храма высотой 35 метров (Церковь Успения Пресвятой Богородицы). Одновременно отмечаем, что ДК имени Кирова не работает, а доступ к спортивным площадкам возле ДК преграждает парковка для автомобилей.
- Положение объекта по отношению к источникам экологической напряженности:
Рядом Ленинский проспект с достаточно интенсивным движением автомобилей и выхлопными газами, плюс ВоГРЭС.
- Уровень организации парковочных мест квартала:
Парковка на газонах, въезды на детские площадки, хаотичная парковка автомобилей.
Отметим приятное озеленение двора возле домов за гимназией имени Платонова, хорошо работает ТСЖ, в домах Набережная Авиастроителей 20 и 20а - высажены цветы, кустарники, ухаживают за газоном.
Ольховый переулок – красивое название может вызвать у несведущего человека ощущение, что это тихий, зеленый проулок, выходящий к ивам на берегу водохранилища. Увы, это скорее Ольховый проезд, что не добавляет плюсов, если мы будем говорить про качество городской среды жилого комплекса «Ольховый».
Стоит отметить - внутренняя связность района нулевая, переместиться между кварталами этого микрорайона практически невозможно. Закрытость, недружелюбная по отношению к пешеходам среда, включая мам с колясками и маломобильные группы населения.
90-е годы, строительство рыночных основ, нарушило все планы развития этих кварталов. Рука рынка оказалась бессильна, жизнь граждан его не интересовала, а карманы потребителей были пусты. Благоустройство, улицы стали роскошью. Максимум что нужно было - подъездные пути к павильонам и магазинам, вокруг которых и теплилась жизнь. Даже теперь, они часть жизнеспособного каркаса.
Но вернемся на узкую полоску между зданиями и водохранилищем. Что нам говорят данные GPS и сообщений из твиттера привязанных к местности? В южной части этой полосы за ДК имени Кирова бродит тоска зеленая. Генералы песчаных карьеров не стремятся на пляж, которым на картах обозначается данный район. И даже портовые сооружения инспекции по маломерным судам МЧС никак не красят песчаные берега водохранилища. Да и среди известных мне художников Воронежа, я не видел работ, похожих на работу Ван Гога «Разгрузка песчаных барж на причале».
Посещения набережной в этом месте стремятся к нулю.
Есть ли шансы, что благоустройство территории со стороны руинированного Дворца культуры, сделает место «городком» в Калифорнии, где вдоль акватории - смех, пляжный футбол и праздники по выходным?
После блуждания по пространству между двумя мостами, - думаешь, а есть ли вообще здесь улицы? От улицы Щорса, только название, улица МОПРа - недоразумение.
Может это урбанизированная застройка?
Сквозь старую архитектуру, традиционно называемую сталинской, прорвалось убогое тело бедности. Бедность архитектуры, городского планирования и социальной жизни. Казалось импульс данный созданием воронежского водохранилища будет сравним с запуском первого спутника, увы.
И вновь вспоминается:
«Со стороны реки новый город будет окружен спортивными стадионами и площадями. На берегу намечается выстроить пароходную пристань».
Автор текста: Илья Бейлин.