С Виктором Ивановичем мне посчастливилось познакомиться, когда он был главой Рамонского района. В Воронеж заходила «Усадьба Jazz», и поскольку фестиваль должен был обосноваться в замке принцессы Ольденбургской, Виктор Иванович стал для организаторов персоной №1.
После губернатора и главы департамента культуры, разумеется. Я вел промо-кампанию «Усадьбы» и несколько раз имел не долгие, но дельные разговоры с главой Рамонского района. Даже приглашал его на пресс-конференцию фестиваля, на которую попасть он не смог из за очередного важного правительственного совещания.
фото ©36on
И вот уже скоро полгода как Виктор Иванович пошел на повышение и стал заместителем председателя правительства, а по-простому – замом губернатора. И основное направление, которое он курирует – департамент аграрной политики – тема лично для меня сурово темная. И это не смотря, а может и благодаря тому, что вырос я практически в деревне и с детства меня окружали агрономы и садоводы с фермерами. В этом нет ничего удивительного. Сколько таких случаем, когда в семье алкоголиков вырастает непьющий кандидат наук.
Однако, годы берут свое и загнанные в подсознание инстинкты крестьянина в двадцатом поколении начинают делать свое тихое дело. Меня потянуло к земле. Не поверите, проезжая на полной скорости по курской трассе, слезы наворачиваются от видов бескрайних полей и одинокого трактора на горизонте.
И вот я на пресс-конференции Виктора Ивановича Логвинова в областном доме журналистов. Слушаю увлекательный рассказ о ходе сезонных полевых работ… Первая и, как оказалось, очень драматичная история, связана с озимыми.
Драма «Озимые 2016»
Вот сразу, чтобы раз и навсегда победить наше агро-невежество, объясним, что такое озимые и почему каждый год весной так много о них разговоров в профессиональной среде.
Вот, что говорит Википедия:
"Озимые посе́вы* — обычно озимые зерновые сеют с конца лета до осени. Озимые культуры — представители однолетних растений — до наступления зимних холодов успевают прорасти и хорошо укорениться, а с наступлением весеннего тепла продолжают свой жизненный цикл и созревают несколько раньше, чем яровые. Большинство современных злаков бывают только яровыми. Озимую (и яровую) форму имеют пшеница, рожь, ячмень и тритикале (специально выведенный гибрид злаков). В целом, озимые зерновые по сравнению с яровыми, как правило, дают более высокий урожай. Это связано с холодостойкостью и возможностью использовать для роста влагу, полученную в результате таяния снега. Таким образом, озимые сорта можно выращивать в районах с высоким снежным покровом и достаточно мягкими зимами".
Понятно теперь, что если озимые не прорастают, то, мягко выражаясь, это не хорошо. Аграрии говорят по-другому, но нас могут читать дети, так что воздержимся… Прошедшая зима была традиционно для последних лет странноватой. Потому к весне только четвертая часть посевов внушала оптимизм, остальное вызывало, (аграрии молчать), сдержанные опасения. И вот тут на выручку земледельцам, да и вообще россиянам, приходит чудо. Это вообще наше национальное ноу-хау.
На этот раз погода, посулившая проблемы, сама же меняет все расклады, компенсируя отсутствие положенного зимой снега обильными незапланированными дождями в начале весны. И вуаля! Теперь 97% посевов в норме и только 3% традиционных и ежегодных не желают всходить.
Побывав на этой исторической встрече, перевернувшей мой мир и заставившей взглянуть на него не только как на картинку, я понял одну важную вещь. Мы вообще ни хрена не понимаем в том, как все работает. Как вообще мы живы до сих пор, что нас держит, что дает силы? Мы хихикаем над статистикой надоев и килограммами живого веса, над поголовьем и фуражом, над зябью и гектарами. И нам кажется, что этой ахинеей в каждых новостях кормили наших советских граждан только для того, чтобы скрыть всю правду о попрании демократии и партократическом режиме. Кому нужны эти зяби?
Что там говорить, если о «Заречном» мы знаем только потому, что их стейки продаются в московских ресторанах…
Времена изменились, теперь у нас другие новости. ДТП, наркотрафики, скандалы, интриги, расследования. Герои космонавты и виды на урожай как поводы для общенациональной гордости перекочевали на прогнивший Запад. Им там это интересно, а нам здесь не очень. Конечно, скажете вы, они умеют и про сельское хозяйство рассказывать увлекательно, там за это хорошо платят, государство поддерживает. А у нас?
Это волшебное слово - субсидии
У нас государство поддерживает тоже, только опять же, мы совсем ничего об этом не знаем. А поддерживает ого-го как. Я буквально на автомате писал эти цифры в блокнот, а Логвинов, для которого это привычные будничные реалии навешивал все больше и больше.
«Фактическая потребность в субсидиях по кредитам, краткосрочным и инвестиционным на данный момент – 8 миллиардов 256 миллионов рублей»
Перевожу – аграрии взяли кредиты под свои проекты, на которых они зарабатывают прибыль, к слову сказать. Они же не благотворительностью занимаются, закапывая в землю свои деньги и время. Т.е. представить себе романтика в косоворотке за плугом и с развевающейся бородой уже совсем трудно. Все эти люди часто с хорошим образованием, прекрасно умеющие считать и кредиты будут брать только когда действительно надо. Не на представительский Мерседес. И вот они имеют право получить от государства возврат части процентных платежей по кредитам. Кто скажет, что это плохо?
Нет, понятно, что ставка рефинансирования, курс валют, но, при этом – продуктовое эмбарго и субсидии из госбюджета. Некоторые аграрии в этом году отказались от кредитов на посевную кампанию. А зачем, если своих денег хватает… Чудо?
Так вот к февралю, по словам заместителя губернатора Логвинова дошло 3 миллиарда до Воронежа. Еще бы пять, и выдохнули бы с облегчением. Я к тому, что в принципе, это возможно. Ни для кого это не станет рождественским чудом, сюрпризом каким-то. Так что ждем…
Сколько даете за килограмм живого веса?
Субсидии на кредиты – не все, на что хватило фантазии российскому Минсельхозу. Видно, что это уже не просто декларации «поддержим и передержим», это, ребята, стратегия. Наша громоздкая, тяжелая на подъем, но стратегия! И разговоры о полном импортозамещении к 2020 году, о национальной безопасности в области обеспечения продуктами питания населения нашей огромной страны - не пустой звон. Да, шумноватый, чего уж, но точно, не пустой.
Так вот, чтобы не быть голословным – производителям молока за проданный килограмм компенсируется 3 рубля за высший сорт и 2 за первый. Часть компенсации берет на себя федеральный бюджет, часть (не меньше 10%) – областной. Кстати, это важно! Только в случае, если область имеет возможность выделить средства на субсидии, включается этот механизм невиданной щедрости. В некоторых бедных регионах аграрии лишены такой поддержки. Сами как-то работают…
При покупке КРС (крупно-рогатого скота) компенсируется 15 рублей за 1 кг живого веса, компенсируется покупка племенного скота по 65 рублей за кг живого веса, за прирост поголовья платят по 4000р. за каждую новую «прирощенную» голову. Начинающие фермеры имеют право и возможность получить грант до 1, 5 млн рублей, а опытные по программе «семейный фермер» - от 5 до 10 миллионов. И это гранты, напоминаю, возвращать их не надо, если ты, конечно, смог отчитаться о целевом расходовании. Всяко бывает…
И вот потому и динамика, потому и растем, пока другие думают. Воронежская область сейчас по динамике производства молока и свинины на первом месте в стране.
И как страшный сон хочется забыть коровий освенцим Тауруса, и волну страшилок про госметлу, под видом эпидемии покосившую все свиное поголовье в соседней Белгородской области и подкрадывающуюся к нашим сараям, и все анекдоты про самый верный способ разориться…
Жизнь кипит, и озимые всходят. И там, где чудо не поможет российскому аграрию, поможет государство. Оно, конечно, не кинется как супермен в красном плаще, к тебе на выручку. Оно будет кряхтеть и ворчать, будет мариновать в коридоре для порядку, пригласит в другой день, но все равно поможет. Потому что нужен ты ему, аграрий, до зарезу, потому что кормишь ты и его и народ.
Так что никуда вам и нам друг от дружки не деться!
Еще один материал от директора по маркетингу 36on: