Фильм снят в рамках культурного проекта «Воронежские страницы российской истории», который предполагает съемку 17 фильмов о выдающихся людях Воронежа. Снято уже 10. Заказчик и куратор проекта - Воронежская региональная общественная организация «Гражданское собрание «Лидер». Автор картины, как и всех предыдущих, - Александр Никонов.
Проект, надо сразу сказать, архинужный и правильный. До сих пор никто из ресурсоимущих соотечественников не давал себе труд озаботиться информированием граждан города о том, какие великие люди жили на этих улицах и какие великие вещи они создавали. Поэтому «Лидер» на этом поле – лидер.
Вопрос «Идти или не идти?» вообще не стоял. Потому что Платонова я не только знаю и люблю, но и считаю, что его литературный гений до сих пор недооценен. Хотелось узнать что-то новое о своем земляке, послушать его удивительную прозу в хорошем чтении.
Чтоб не мучить читателя, сразу скажу – не удалось. Через полчаса навязчивой музыки, мелькающего видеоряда и закадрового голоса с отчетливым дефектом дикции захотелось найти у этого экрана кнопку Esc.
Однако надо было продолжать – мы ж не школьники подневольные, мы не только получать удовольствие, мы сюда работать пришли.
Вот вам краткий отчет о впечатлениях.
1. Фильм не о великом писателе Андрее Платонове. Фильм о несостоявшемся губернском мелиораторе, которого всю жизнь травили за гениальные тексты, но почему-то (автор сказал, что это «судьба») не посадили.
2. В почти полуторачасовом фильме о мастере прозы и виртуозе владения языком – всего три (!) цитаты, первая из которых произносится губернатором Гордеевым на втором часу просмотра.
3. В кадре очень много фотографий рукописей, но они мелькают настолько быстро, что при попытке прочесть хоть что-то начинает отчетливо мутить.
4. Зато камера надолго застывает, когда в ее объективе появляется паховая область двух юношей, прогуливающихся по Москве, уличные коты и чья-то юная попа в шортах на улице в Тамбове.
5. В конце фильма, когда Андрей Платонов уже благополучно схоронен автором под мраморным обелиском, наконец становится ясно, зачем создавался фильм: для продвижения Воронежа в сторону культуры.
И именно к этой части относятся самые светлые эпизоды, появляется то, ради чего стоило идти на показ: кадры из спектаклей Камерного театра «Дураки на периферии» и «14 красных избушек», прочувствованное интервью Михаила Бычкова и – наконец! – информация о том, что научные консультанты фильма, оказывается, лично общались с Марией Платоновой, дочерью писателя. Общались – но это не заинтересовало режиссера. Зачем нам подробности о жизни писателя, это архитектурное излишество на теле киношедевра…
А ведь в фильме есть эпизод, который мог бы стать композиционным центром. Это те несколько минут, где проводится параллель между Платоновым в России, Хемингуэем на Кубе и Сартром в Париже. Гений, который всегда несчастен там, где он есть – это очень сильный и правдивый образ. Именно благодаря этому эпизоду я теперь попробую посмотреть другие фильмы проекта: не может быть, чтобы подобных жемчужных зерен не оказалось в остальном материале.
...мне потом сказали, что этот фильм не может «нравиться или не нравиться», потому что это авторское кино, и Платонов тоже не всем понятен, а уж тем более нам, безграмотным журналистам.
Соглашусь. Но если это авторское кино, то оно должно нести некую сверхценную идею, давать возможность посмотреть на мир с другой точки зрения. Но фильм – просто фильм. Познавательный.
Мне потом сказали, что этот фильм не может «нравиться или не нравиться», потому что он – познавательный.
Соглашусь. Но тогда он должен быть краток, точен и удобоварим для юной аудитории. Но фильм длится час двадцать, переполнен длинными текстовыми периодами, и редкая птица, в смысле студент, долетит даже до конца первого получаса, не растеряв внимания.
Мне потом сказали, что этот фильм не может «нравиться или не нравиться», потому что он – заказной и в рамках проекта, поднимающего бренд Воронежа с колен.
Соглашусь. Но тогда причем здесь авторское видение и паровозы, катающиеся по кавказским горам? Это точно не Воронеж, у нас горных речек нет и ёлки только декоративные.
Тем не менее, своя аудитория у фильма есть. Это люди за 40, которые недобрали общего образования в школе и могут воспринимать его не как целостное авторское произведение, а как кинолекцию. «Фильм-диссертация», - так назвала его Елена Чиркова, хорошо знакомая как с автором, так и с работой на воронежском телевидении.
Вообще, я искренне восхищена трудолюбием Александра Никонова. Создать почти полуторачасовой фильм за каких-то три месяца в режиме «сам себе режиссер» - это большой талант нужен. Талант одновременно сценариста, литературоведа, интервьюера, оператора, диктора, свето- и звукорежиссера, а также краеведа и помрежа по реквизиту.
Вы знаете человека, который может все это делать одновременно, и делать хорошо? Вот и я – нет. Это просто невозможно. Ни за какие деньги. Даже гению Андрея Платонова (о чем подробно рассказано в фильме) так и не удалось стать одновременно хорошим писателем и хорошим чиновником.
Кроме того, бесспорно, что и проект в целом, и фильм о Платонове – нужный. Хотя бы потому, что он - первый. Пожалуй, в этом и состоит его главное достоинство. Первый – всегда лучший. До тех пор, пока не появится второй. И дай Бог, чтобы второй появился. И третий. И восемнадцатый. Авторские, литературоведческие, для специалистов и для школьников. На потребу праздной толпы. Рекламные. Альтернативно-художественные. Мультипликационные, компьютерные и два блокбастера на тему…
Пусть зреют все плоды.
Только не надо их резать в одну кастрюлю.
Невкусно.
Несколько личных замечаний в качестве P.S.
Александр Иванович Никонов, автор фильма «Андрей Платонович Платонов. Жизнь и книги, написанные кровью», во время пресс-конференции сказал, что нельзя судить о фильме, «никогда не сделав ничего подобного». Александр Иванович, вы серьезно? То есть, не будучи режиссером, нельзя ходить в кино? Не написав ни одной книги, нельзя их читать? Не умея держать кисть в руке, нельзя судить о качестве картины? Извините, но это не так.
Зоя Яковлевна Грязева, генеральный директор и главный редактор ГУП ВО «Студия «Губерния», пообещала распространить этот фильм по школам Воронежа и области для обучения школьников. Зоя Яковлевна, а ничего, что в фильме присутствует контент +18 - кадры хроники голода 30-х с несвежими детскими трупами, по которым ходят мухи? Конечно, вряд ли Роскомнадзор в нашем городе наложит штраф на клуб миллионеров. Но директора школы могут за это и претерпеть. Не жалко?
Борис Алексеевич Нестеров, руководитель Группы компаний «Мегион», участник воронежского Гражданского собрания «Лидер», во время пресс-конференции сказал, что фильм очень талантливый. Я вам не верю, Борис Алексеевич. У вас прекрасный художественный вкус. Фильм нужный – безусловно. Идея проекта – великолепна и социально значима. Но о том, что король-то голый, лучше, когда говорят прямо, а не шепчут за спиной.
С глубоким уважением к научным консультантам фильма, в частности к профессору, писателю, литературоведу, краеведу, почетному гражданину Воронежа и моему бывшему преподавателю, привившему любовь к платоновской прозе, Олегу Григорьевичу Ласунскому, по инициативе которого в Воронеже был установлен памятник Андрею Платонову, но об этом в фильме – ни слова.