Читать серьезные книги летом нелегко. Но надо. Скоро очередные выборы. А новая книга Григория Явлинского и Андрея Космынина «Историко-политические заметки: народ, страна, реформы (М., 2015)» ставит тематически своевременные вопросы. Например, будет ли местное самоуправление после сентября демократичным или политический плюрализм вновь окажется под вопросом?
Для начала цитата из примерно середины книги:
|
|
|
|
«Одна из ключевых проблем, крайне затрудняющая модернизацию, - подмена элиты номенклатурой – бюрократическим слоем, живущим совсем по другим законам, к тому же, пронизанным коррупцией, и подверженным моральной деградации» (с.162). |
|
|
|
|
Казалось бы, известный постулат: верхи общества не ругает только очень ленивый или очень ангажированный автор. Но в том и суть рассматриваемой книги, что общие обвинения в ней конкретизированы вполне новыми примерами: «донбасско-украинской» трагедией, делами НКО, анализом избирательных стратегий и т.п. Говоря об элите, авторы с сожалением констатируют ее пассивность и соглашательскую поведенческую стратегию, удаленность от жизни масс, низов. Часто справедливо используется множественное число: элиты, ибо в жизни мы видим самые разные слои правящих классов: элиты технические, чиновничьи, научные.
Номенклатурные высокосидящие господа-товарищи всегда диктовали нижестоящим коммуникаторам свою волю, но «рост образовательного уровня общества, распространение высшего образования, рост уровня жизни позволили сформироваться советскому среднему классу» (с. 153), что, думается, и определило во многом крах тоталитаризма в СССР. Грамотные люди стали задавать простые, но убийственные вопросы: а почему в стране правит только одна партия? А почему такой разрыв в доходах верхов и низов? А почему лидеры не любят критики? А почему так давят инакомыслящих? А где независимые СМИ? Где права личности? Отвечать власти было трудно… И брежневский режим скоро пал… Сегодняшняя правящая верхушка, согласно мнению Явлинского, такую слабину, как честный диалог с народом, себе не позволяет, от предвыборных теледебатов правящая партия легко отказывается, недоуменные вопросы оппонентов игнорирует. А поэтому… и смотрится вполне демократично, и на экране выглядит солидно, живет и сидит в креслах более уверенно, чем коллеги из прежних эпох. Исторический парадокс.
В рецензируемой книге, например, приводится анализ разговора-телемоста Владимира Путина с гражданами РФ 25 апреля 2013 года. Это пример политического постмодернизма, в основе которого, как известно, лежит принцип игры. Тщательно отобранные вопросы и собеседники помогают вождю поддерживать миф о заботливом государстве, пекущемся о врачах, учителях, пенсионерах, артистах… Но облагодетельствовать одну старушку или фельдшера проще, чем соскочить с нефтяной иглы! Навязывая массам веру в доброго отца нации, президент попадает в ловушку «хромающих решений». Обещания слышит вся страна, а в жизни каждый из нас чувствует, как глубоко проседаем в болото демодернизации, патриархального консерватизма и несвободы. Несмотря на медведевские гаджеты. Ощущение, что мы все находимся в глубокой яме, не пропадает и этим летом, когда ежедневно узнаем о преследованиях инакомыслящих.
И еще одна цитата:
|
|
|
|
«Принцип безальтернативности власти и ее решений в чисто политической сфере начинает распространяться на все: культуру, нормы воспитания, господствующее мировоззрение. Механизм тот же: абсурд не является абсурдом, если нет альтернативы» (с. 36). |
|
|
|
|
Поясню мысль корифеев политологии на понятных примерах. Недавно кремлевский чиновник в порыве верноподданнической любви к вождю, естественно бескорыстной, воззвал: «Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России». Красивый афоризм, напоминающий о стихах Маяковского. Володинская идея проста, как глоток воды: мол, в сложный период истории надо сплотиться вокруг лидера, его партии, элиты, а вольнодумцев, всех белоленточников-либералов поганой метлой за пределы информационного пространства. Но тут опять власть подстерегает западня: а как понять незаменимость Путина: как кризис нации или новый культ личности? Мол, нет больше умных людей в стране, один остался….Грустная ситуация. Ну а разрешить всем навальным-явлинским приходить во власть – слабо?!! А как быть с завоеваниями горбачевской перестройки?
Еще математика от Явлинского. Страна катится в системный кризис, уровень жизни падает, зато официальные СМИ трубят о том, что «Крым наш», а санкции нам как слону укус мухи. Численность бедных в России достигла 22 млн человек, а у Игоря Шувалова, утверждает автор книги, несколько квартир и дворцов за рубежом. И разрыв между бедными и богатыми только растет. Но разве можно спрашивать с незаменимых? Других-то у нас, как нам внушают Киселевы-соловьевы, и нет...
Книга яблочников не смотрится как чистый негатив, но это и не поддакивание власти. Словом, читайте больше, разные книги, меньше прилипайте к голубому экрану.