Известная воронежская журналистка Алла Холденко умерла после тяжелой болезни

Летнее тепло в конце апреля пообещали воронежцам синоптики

Гороскоп на 21 апреля: удачный день для встреч и составления планов

В апреле горячую воду отключат в 1067 домах Воронежа

В Воронеже построят огромную школу искусств с литературным двориком

За 110 миллионов благоустроят улицу в Семилуках под Воронежем

Новое здание для тубдиспансера планируют построить в Воронеже

В Воронеже непутёвую мать отправили в СИЗО за попытку убить 3-летнюю дочь

Нижний парк дворца Ольденбургских по распоряжению губернатора обновят до конца 2026 года

Северное сияние увидели воронежцы во время сильной магнитной бури

Сегодня как раз тот день, когда случайности не случайны. Так что все встречи и события сегодня являются предвестниками будущего

Воронежцам рассказали о самых востребованных вакансиях 2025 года

Воронежский «Факел» 11 мая сыграет с «Локомотивом» в 28-м туре РПЛ

В Воронеже 10-летнего ребёнка-инвалида оставили без расходников к инсулиновой помпе

Дату завершения отопительного сезона в Воронеже назвали власти

Ямное и Новоживотинное под Воронежем останутся без света 17 апреля

Власти опровергли слухи о закрытии единственного медцентра в воронежском поселке

День очень активный, помните, сегодня вам нужно все или ничего. И это «все» обязательно получите.

Повышенный скоростной режим вернули на участок М-4 «Дон» под Воронежем

До рекордных 720 минут выросла безголевая серия воронежского «Факел» в РПЛ

Воронежская прокуратура нашла более 2000 нарушений при расселении ветхого жилья за 2 года

Воронежцам назвали текущую стоимость популярных пасхальных продуктов

Сезонные маршруты в Воронежской области возобновят работу с 19 апреля

Особое внимание сегодня стоит уделить финансовому сектору своей жизни. А если задумались о кредите, то будьте внимательны вдвойне

В Воронежской области на рабочей неделе потеплеет до +24 градусов

Гороскоп на 14 апреля: эмоциональные качели и тяга на подвиги

Сегодня можете без сомнений положиться на свою интуицию. Она знает, куда вас направить

В Воронеже исчезнут выделенные полосы для общественного транспорта справа

Если вчера помощи от окружающих ждать не стоило, то уже сегодня вы будете окружены вниманием. Главное, не забывать дарить его самому

Спасатели эвакуировали из загоревшейся многоэтажки в Воронеже 20 человек

Авторы

Воронежцам стоит выучить собственную «Азбуку»

Одним из итогов фестиваля современного искусства «Чернозем» стал выход книги питерского художника Александра Флоренского «Воронежская азбука». Создан артефакт, который можно предложить в качестве визитки Воронежа. Собственно, и сами воронежцы, особенно молодые, узнают из альбома известного графика довольно много нового.
 
Как известно, куратор выставочной программы «Чернозема» Сергей Горшков давно дружит с некоторыми питерскими коллегами, пару десятилетий назад известной как группа «Митьки». Одно время они были известны практически всей российской и не только интеллигентной аудитории из-за близости к Борису Гребенщикову и прочим деятелям ленинградского рок-клуба, переживавших тогда пик своей популярности. Борис Борисович и сам любил показаться на публике в тельняшке (непремеменного атрибута митька) и сказануть в записи что-нибудь вроде фирменного митьковского «дык, елы-палы».
 
У митьков была весьма развитая мифология. Тот же Александр Флоренский писал тексты вроде «Новая улучшенная модель Вселенного», где излагал нехитрую и симпатичную митьковскую «философию», где дополнял розановскую дилемму о смысле жизни («летом варить варенье, зимой пить с этим вареньем чай») современными пунктами «целоваться» и «брякать в колокольчик». Непрактичные пацифисты, воплощавшие слова Писания «станьте как дети» пришлись по нраву советским интелям в поздний застой и ранний капитализм. «Митьки никого не хотят победить» - а кого мог победить интель хоть в эпоху чекистов, хоть в эпоху рэкетиров? Поэтому лучше было не хотеть. Прокормиться тоже было непросто, а митьки равнодушно относились ко всему материальному, и в их поваренной книге были «еда № 1» и «еда № 2». И, кстати, в митьковской практике большое место занимает алкогольная анестезия.
 
Потом «фишка» отчасти выдохлась, точнее, заняла свое место в истории русского неформального искусства. К чести самих художников, воспроизводить удачный опыт до бесконечности они не стали, а занялись другими делами. Иногда проходят юбилейные выставки и акции, но, надо думать, сами участники относятся к ним без лишнего пафоса.
 
Александр Флоренский, среди прочего, занялся проектом городских азбук. Это портреты полюбившихся ему городов: по рисунку на каждую букву алфавита. До «Воронежской» вышло три «Азбуки»: естественно, питерская, потом – иерусалимская и тбилисская. Идея «Воронежской азбуки» появилась в прошлом году и к ее реализации подошли очень серьезно. Александр Флоренский прожил в Воронеже месяц и весь его провел в прогулках по городу с местными художниками и краеведами. В результате художник знает про Воронеж больше, чем подавляющее число его обитателей.
 
В результате получился портрет города, впитавший его судьбу: от древнего якоря во дворе краеведческого музея до зданий-новоделов и рекламных вывесок. Да, последние уже тоже часть нашей истории, и имеют право на место в «Воронежской азбуке».
 
Выбор художника понять не всегда просто. Скажем, новые высотки в районе Березовой Рощи лично мне украшением города не кажутся. Или закрывшийся ликероводочный завод, который, конечно, историческое здание и действовал с 1900 года, выпуская «шкалики» и «четверти», но лучше бы прославиться  чем-нибудь другим. Но Флоренский не пытался сделать комплимент Воронежу – он пытался его понять. Душу города, его судьбу. Это не презентация и не краеведческие материалы с иллюстрациями.
 
Удивительно, как в «детской», «наивной» манере Флоренского можно передать трагические узлы нашей (страны и Воронежа) истории. В обильных комментариях к рисункам (характерных для Флоренского еще со времен митьков) большинство воронежских улиц носят два, а то и больше названий. Изображения церквей (а их много в «Воронежской азбуке») сопровождаются надписями: «основана» (год), «закрыта», «разграблена», «возвращена епархии», «восстановлена».
 
Значительную часть зданий, попавших на страницы «Азбуки», конечно, узнает любой воронежец: каменный мост, «ротонда», Арсенал, вокзальная площадь, цирк, «утюжок». И за каждым из них стоят исторические загогулины. Словно бы геологические пласты не лежат, как им положено, один за одним, а перемешались: вот дом известного купца или промышленника, вот памятник Ленину, вот церковь, вот довольно дикий новодел. Но это – живой город, не музей и декорации к фильму. По своему обыкновению, Флоренский населил городские пейзажи милыми (сейчас бы сказали – няшными) животными и птицами, и, вероятно, из озорства, поместил в «Азбуку» своих воронежских друзей. Тех, кто помогал ему в создании альбома.
 
Вот в таком городе мы живем. Иногда гордимся, иногда наоборот, но в любом случае – любим. Если вспомнить другого питерского (ныне, увы, израильского) художника: «В общем, городочек у нас, можно сказать, симпатичный, и мы привыкли думать, что старый, но арабам и евреям смешно – у них там несколько тысяч лет городам.  У нас в городе живут три вида людей: это бандюки, алкоголики и идиоты. К которым мы, собственно, и относимся. Говорят, в нашем городе однажды видели нормального человека, только вёл он себя как-то странно и провёл в городе всего 10 минут». Неприятие пафоса, самоирония, жизнелюбие без амбиций – те «постмитьковские» черты, которые привнес Александр Флоренский с «Воронежской азбукой». Мне кажется, очень своевременно: в последнее время у нас вошло в привычку хвастаться и самолюбоваться (вспомним тот же Платоновский). Не сказать, чтоб перечисленное всегда было плохо – без подобных не самых приятных черт мало чего можно добиться. Но иногда (или даже часто) следует останавливаться и вглядываться в детали и подробности.