Известная воронежская журналистка Алла Холденко умерла после тяжелой болезни

Летнее тепло в конце апреля пообещали воронежцам синоптики

Гороскоп на 21 апреля: удачный день для встреч и составления планов

В апреле горячую воду отключат в 1067 домах Воронежа

В Воронеже построят огромную школу искусств с литературным двориком

За 110 миллионов благоустроят улицу в Семилуках под Воронежем

Новое здание для тубдиспансера планируют построить в Воронеже

В Воронеже непутёвую мать отправили в СИЗО за попытку убить 3-летнюю дочь

Нижний парк дворца Ольденбургских по распоряжению губернатора обновят до конца 2026 года

Северное сияние увидели воронежцы во время сильной магнитной бури

Сегодня как раз тот день, когда случайности не случайны. Так что все встречи и события сегодня являются предвестниками будущего

Воронежцам рассказали о самых востребованных вакансиях 2025 года

Воронежский «Факел» 11 мая сыграет с «Локомотивом» в 28-м туре РПЛ

В Воронеже 10-летнего ребёнка-инвалида оставили без расходников к инсулиновой помпе

Дату завершения отопительного сезона в Воронеже назвали власти

Ямное и Новоживотинное под Воронежем останутся без света 17 апреля

Власти опровергли слухи о закрытии единственного медцентра в воронежском поселке

День очень активный, помните, сегодня вам нужно все или ничего. И это «все» обязательно получите.

Повышенный скоростной режим вернули на участок М-4 «Дон» под Воронежем

До рекордных 720 минут выросла безголевая серия воронежского «Факел» в РПЛ

Воронежская прокуратура нашла более 2000 нарушений при расселении ветхого жилья за 2 года

Воронежцам назвали текущую стоимость популярных пасхальных продуктов

Сезонные маршруты в Воронежской области возобновят работу с 19 апреля

Особое внимание сегодня стоит уделить финансовому сектору своей жизни. А если задумались о кредите, то будьте внимательны вдвойне

В Воронежской области на рабочей неделе потеплеет до +24 градусов

Гороскоп на 14 апреля: эмоциональные качели и тяга на подвиги

Сегодня можете без сомнений положиться на свою интуицию. Она знает, куда вас направить

В Воронеже исчезнут выделенные полосы для общественного транспорта справа

Если вчера помощи от окружающих ждать не стоило, то уже сегодня вы будете окружены вниманием. Главное, не забывать дарить его самому

Спасатели эвакуировали из загоревшейся многоэтажки в Воронеже 20 человек

Авторы

На воронежский «Чернозем» вышли «Экспонаты»

В новом корпусе Воронежской академии искусств (Мариинская гимназия, бывший дом офицеров) продолжаются театральные читки – как утверждают организаторы, самостоятельный жанр театрального искусства. «Читка расширяет формат театрального представления, являя вариант спектакля, в котором актеры уже играют, но делают это, не интерпретируя замысел пьесы, а представляя сам текст». Проект является плодом сотрудничества фестиваля «Чернозем» и ВГАИ, ректор которой Эдуард Бояков подобрал семь главных, на его взгляд, произведений современной драматургии.
 
В четверг в зале Мариинской гимназии, в частности, дали читку по пьесе Вячеслава Дуренкова «Экспонаты». Дуренков – известный драматург «новой волны», лауреат многих премий, сотрудничающий с известными европейскими театрами. Его пьесу «В черном-черном городе» воронежский Камерный театр поставил более десяти лет назад.
 
Постановщик читки – известный актер и пока менее известный режиссер Камиль Тукаев, актеры – студенты ВГАИ, слегка разбавленные профессионалами из московского театра «Практика». К слову, нельзя сказать, чтоб была сильно заметка разница между воронежскими студентами-театралами и их московскими состоявшимися коллегами.
 
Время действия «Экспонатов» обозначено как «наши дни», хотя, судя по всему, В небольшой, умирающий провинциальный город Полынск приезжают авантюристы, которые предлагают местным жителями нарядиться в костюмы начала ХХ века, сменить обстановку в своих домах под ту же эпоху и принимать туристов из Москвы. Зрителю стразу дают понять, что затея безнадежная, а ее организаторам важно «сдать проект» и поскорее уехать. Но важно не это, а – готовы ли люди стать живыми экспонатами, гулять по площади в псевдонародных костюмах или пустить праздно глазеющих в собственные дома?
 
Лично у меня живой музей ассоциируется в первую очередь с «Удушьем» Чака Паланика:
 
…Как  только  Денни наклоняется,  его парик  падает  в  грязь. Две сотни японских туристов хохочут. Кое-кто подбирается ближе, чтобы снять его бритую черепушку на видеокамеру. Я говорю:
 

-  Извини, -  и  подбираю парик.  Он  уже  далеко не  белый  и  изрядно попахивает. Что,  впрочем, и неудивительно  - вся площадь  записана псами  и буквально тонет в курином дерьме.

Вот  он  я - оплот колониальной Америки первых лет. Чего только люди не делают ради денег. На краю городской площади стоит лорд-губернатор  колонии, достопочтенный Чарли. Стоит, наблюдает за нами. Руки скрещены на груди, ноги расставлены  футов на десять. Молочницы  деловито снуют по площади с ведрами молока. Сапожники,  как и положено, тачают  сапоги. Кузнец стучит молотом по наковальне,  на которой - все тот же кусок металла. Он, как и все остальные, упорно делает вид, что не смотрит на Денни, который опять угодил в колодки - у позорного столба в центре площади.

-  Поймали меня,  я жвачку жевал, -  говорит  Денни,  обращаясь  к моим ногам.
Лорд-губернатор  следит  за  нами  на  предмет   выявления  исторически неуместного  поведения,  чтобы  поставить  вопрос  на  городском  совете  об изгнании нас с  Денни  из города. Нас просто выведут  за городские  ворота и бросят там, беззащитных и безработных, на растерзание дикарям-индейцам.
 
Вероятно, бывают исторические городки, устроенные энтузиастами-историками, где совсем другая обстановка и отношения, но, нет сомнений, работа в предполагаемом музее в Полынске очень плохо сочетается с человеческим достоинством. А у полынцев оно есть. Несмотря.
 
Персонажи «Экспонатов» и многие сцены выглядят гротескно, заставляя подозревать, что автор умышленно собрал вместе стереотипы благополучных жителей мегаполисов об ужасном, отвратительном Замкадье. Хотя Вячеслав Дуренков родился и вырос в маленьком городке в Брянской области (вероятно, похожем на Полынск), а живет и работает в Тольятти, не самом гуманитарном городе России. Так что про Замкадье он знает достаточно и достоверно.
 
Но даже другом замкадышу (например, мне) нравы и быт Полынска кажутся чрезмерно жуткими. Безнадега, тоска, пьянство, уродливые мысли и разговоры, бессмысленные поступки. Великий мастер сатиры Салтыков-Щедрин предостерегал коллег-современников от избыточного натурализма, в результате которого «выйдет рыло косое, подрезанное, не человек, а компрачикос». Но здесь ничего другого выйти и не могло.
 
Неизвестно, были ли в средневековой Европе компрачикосы, похитители детей, делающие их них карликов, кастратов и других цирковых уродов («Экспонаты»), но в условном Полынске и прочих российских полынсках их немало. На протяжении пьесы показано, как последовательно калечат людей нескольких поколений несколько эпох подряд. Про одного из второстепенных персонажей, парализованного деда, говорят, что в юности, будучи комсомольским активистом, он вместе с товарищами сжег в избе упрямого священника (дан намек, что поэтому его и парализовало в старости). А потом он героически воевал в Великой Отечественной.
 
- А мой дед тогда спекулянтом был, - рассказывает другой герой пьесы, - у него семья – восемь человек, и все выжили. Я раньше стыдился, а теперь думаю: может, он и есть настоящей герой – восемь человек, и все выжили.
 
- Я знаешь, за что воевал? Я жить хотел… - говорит еще один персонаж, вечно пьяный, но бодрый ветеран войны.
 
Когда, кто и как калечил мысли и чувства полынцев? Коммунисты, приватизаторы, исторические загибы и жизненные обстоятельства? Все вместе. «Жизнь». Но результат очень достоверен.
 
«Наши дни» - еще этап калечения и мучительства. С жителями Полынска поступили именно так, как описал Паланек: «просто выведут  за городские  ворота и бросят там, беззащитных и безработных, на растерзание дикарям-индейцам». Единственное занятие – работа на консервной фабрике на территории бывшей церкви. Единственный магазин с водкой и окаменевшими шоколадками принадлежит одному из героев, Зуеву, который согласился быть «генерал-губернатором» живого музея. Мечта самой продвинутой из местных, экскурсовода Вали, выужена из заплесневелого, как та шоколадка, глянца – с утра полежать в джакузи, а потом надеть белый халат. Если бы у нее была страничка в соцсетях, там наверняка были бы «эротические» фото на фоне ковра. Собственно, «дикарь-индеец», бывший мент, приехавший в Полынск с «музейным» проектом, такая же жертва компрачикосов, как и остальные.
 
Тем не менее, превратить полынцев в цирковых уродцев не удалось. У них есть и чувство собственного достоинства, и семейные ценности (о которых сейчас много говорят люди, от любой культуры и ее ценностей далекие), и человеческая солидарность, жизнелюбие и юмор. Любовь и надежды. Правда, часто перечисленное принимает дикие формы и ведет к диким поступкам. Но «они хотя бы пытаются», в отличие от многих гораздо более благополучных людей.
 
И, кстати, интересно, какими будут пьесы о российской провинции через пятнадцать-двадцать лет. В смысле – про эту современность. Все-таки литература осмысляет и выражает содержание, настроения, мечты и идеи с заметным запозданием – не газета. Будем исходить из того, что такие пьесы будет о чем писать, кому писать и кому ставить.