Железнодорожный переезд под Воронежем закрыли из-за ремонта

Синоптики спрогнозировали в Воронеже потепление до +32 градусов к концу недели

Сегодня ко всем вопросам стоит подходить с профессиональной точки зрения. Такую тенденцию следует поддерживать во всем, даже в рутинных бытовых делах

Беспилотник ликвидировали над Воронежской областью в ночь на 1 июля

Воронежанка пожаловалась на детей, ломающих новую детскую площадку
 

Боец СВО из Воронежской области поступил в вуз после ранения в голову

В пыточную камеру превратилось отделение «Почты России» в Воронеже
 

Воронежстат: Средняя зарплата в Воронеже превысила 84 тысячи рублей

 

Уклоняющихся от воинского учета новых граждан выявили в Воронеже

Ежедневные дожди и потепление до +27 градусов пообещали воронежцам на рабочей неделе

Гороскоп на 30 июня: лучше не расслабляться

Быть позитивным сегодня будет очень легко, не стесняйтесь и делитесь хорошим настроением с другими

В ночные клубы за нелегальными мигрантами пришли воронежские силовики

Ракету «Ангара-А5» с воронежскими двигателями запустили на космодроме Плесецк

Воронежцы спасли ёжика, застрявшего в полиэтиленовом пакете

В Воронежской области ликвидировали боеприпасы времён войны

 

Несколько беспилотников сбили утром 25 июня в Воронежской области

Неожиданные явления сегодня будут сопровождать вас повсюду. Разрушительной энергии они не несут, однако удивление точно вызовут

Как и накануне, можно рисковать в разных сферах жизни, но есть важный нюанс – перед любым действием необходимо хорошо подумать

Территорию около вокзала «Воронеж-Южный» оцепили из-за подозрительного предмета

«Единая Россия» прокомментировала возможную причастность депутата к ДТП в центре Воронежа

Разобраться с ошибкой на ОГЭ в Воронеже призвала Екатерина Мизулина

Огромный тополь рухнул на площадку с посетителями в Центральном парке Воронежа

Выяснилось, как изменился бюджет «Факела» после вылета из РПЛ
 

И вновь неделя начинается со смелых решений. Однако, как и всегда, важно помнить о балансе
 

В Воронеже продают четыре фитнес-студии за 12 млн рублей

Уголовное дело в отношении экс-главы Борисоглебска подтвердили в СК

После жалобы в трудовую инспекцию работник добился выплаты 140 тысяч рублей

До 172 тысяч. Как подорожало обучение в воронежских вузах в 2025-м

Если предыдущие дни стоило быть смелее, быстрее и сильнее, то сегодня нужно сделать небольшую паузу

Авторы

Записки из деревни: бывает не бывает

Эту заметку я пишу в кратком перерыве между сладкими огородными заботами. На улице сейчас хорошо: тепло, везде новенькая травка растет, птицы поют хорами и сольно, а комаров пока нет. И пока я сыплю семена по моим грядкам, я думаю о том, что в общественном сознании образ деревни сильно отличается от реальности. И поэтому сегодня я вам расскажу, что из традиционных деревенских явлений и занятий тут еще существует, а чего давно уже нет. 
 
Итак, чего не бывает. 
 
Давно уже никто в деревне не топит самовар для чаю. У всех чайники, а самовары давно проданы перекупщикам антиквариата. А еще век назад пузатый «начальник стола» был в каждой избе. И сапогом раздували, и шишками топили. Старушки наши еще помнят, как это делалось. Ставят на плиту алюминиевый чайник и долго рассказывают…
 
Не бродит по улицам одинокая гармонь. И девушки спят себе спокойно. Потому что в нашей деревне последние гармонисты – люди пожилые, семейные, и играют раз в год под настроение. А молодняк не умеет, да и не собирается, и поэтому услышать гармошку можно разве что на свадьбах, и то его пойди найди. Гармонисты нынче – люди редкие, на несколько сел один. 
 
Понемножку утрачиваются праздники. И Масленицу давно не жгут, и колядки почти забылись. Хороводы не водят уже почти век. Не ходят драться по праздникам «на кулачки». Такие драки между молодыми парнями – вовсе не пьяный разгул, как это иногда представляли в советских газетах. Еще в пятидесятые годы двадцатого века в нашем селе молодежь собиралась и шла улица на улицу по всем правилам честного боя: до первой крови. Дрались, как рассказывают, каждый престольный праздник – «москальский» край села шел стеной на «хохольский». Деление было именно таким, потому что когда-то царь Петр свез сюда мастеров из Украины и России, и поселил вместе, чтобы строили ему на Дону флот. Поселились они рядом, но на особицу, и регулярно выясняли, кто боевитей. Такие кулачные бои были ритуалом, демонстрацией силы и удали. Были, да сплыли, драться особо некому, и потому увидеть настоящий кулачный бой стенка на стенку можно у нас в селе только на Ютубе. 
 
По деревням уже давным-давно не бродят свиньи и не лежат живописно в лужах. Свиней для пущего привесу держат в тесных клетушках, чтобы они не очень-то разгуливали. 
 
Не играют пастухи на дудочках. Искусство соорудить музыкальный инструмент из прутика, коровьего рожка или тростника давно кануло в историю, и самих напевов никто уже не помнит. 
 
Не ездят мальчишки пасти лошадей в ночное. Кончились лошади на селе, и мальчишки не умеют и боятся ездить верхом. Лошадиная работа теперь делается тракторами и мотоблоками, перед девчонками гарцуют на скутерах, а истории про конокрадов и табуны колхозных коней вспоминают старожилы все реже. 
 
Не ловят мальчишки и птиц. Искусство плести силки на щеглов и чижей и строить им клетки из ивового прута тоже осталось в прошлом веке. 
 
Не топят русские печи, даже в тех домах, где они сохранились. При наличии газового отопления печь становится элементом мебели, а не сердцем дома. 
 
 
А что бывает:
 
Печки не в ходу, но в деревне по-прежнему некоторые хозяйки пекут свой хлеб, ставят дрожжевое тесто бродить в алюминиевые формы, и потом вынимают душистые буханочки. 
 
По-прежнему деревенские люди косят сено вручную, и каждое лето по селу можно услышать звон: мужики отбивают косы. И не важно, что основной запас сена будет куплен в колхозе, и его привезут в рулонах: все равно, хотя бы маленький клинышек селянину нужно взять косой, рано-рано утром, - и тогда ему хорошо, и мир стоит правильно. 
 
До сих пор на селе соблюдаются церковные праздники: работать по воскресеньям грешно. Эти люди практически не ходят в церковь, но раз в неделю они все равно разгибаются и выходят с огородов. Сейчас по огородам полно народу: все стараются успеть до Пасхи, чтобы в светлое воскресенье грядки были засеяны, и душа радовалась. 
 
Кстати, о Пасхе. В нашем селе любима и ежегодно соблюдается традиция «Звони, кто хочет». Один раз в году, по случаю воскресения Христова, колокольня открыта всем желающим, и каждый, кто смел, может забраться по шаткой лесенке к колоколам, взяться за веревки и позвонить во славу божию. 
Весь день с колокольни несутся разные музыки, то протяжные, то плясовые, и идущие мимо останавливаются послушать и улыбаются. 
 
И еще на селе до сих пор поют. Собираются прямо на улице в кружок и поют разные песни, народные и советские, русские и украинские. И не кричат пьяным ором, а ведут на несколько голосов. Нечасто это можно услышать, и все-таки можно. 
 
Старый уклад почти кончился, а новый пока не начался. И новый, похоже, будет зависеть от тех, кто собирается жить в деревне дальше. И от тех навыков и умений, без которых не обойтись. Мы, понаехавшие из города, все чаще выныриваем из родимых мониторов и гаджетов, и понемножку, малыми шажками, пробуем на вкус разные деревенские обычаи. Учимся прясть, ткать, косить, ходим с колядками, поем народные песни этих мест и держим коней. Есть шанс, что через это мы лучше поймем нашу землю и, наверное, себя. Мы не пытаемся «жить, как в старину», и не исповедуем славянские древности. Мы исследуем, есть ли смысл в такой жизни сейчас, и нужно ли это хоть кому-то в век торжествующего айпада. И нам пока интересно.
 
Текст Ирины Мальцевой