Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

Авторы 13668

Записки из деревни: бывает не бывает

Эту заметку я пишу в кратком перерыве между сладкими огородными заботами. На улице сейчас хорошо: тепло, везде новенькая травка растет, птицы поют хорами и сольно, а комаров пока нет. И пока я сыплю семена по моим грядкам, я думаю о том, что в общественном сознании образ деревни сильно отличается от реальности. И поэтому сегодня я вам расскажу, что из традиционных деревенских явлений и занятий тут еще существует, а чего давно уже нет. 
 
Итак, чего не бывает. 
 
Давно уже никто в деревне не топит самовар для чаю. У всех чайники, а самовары давно проданы перекупщикам антиквариата. А еще век назад пузатый «начальник стола» был в каждой избе. И сапогом раздували, и шишками топили. Старушки наши еще помнят, как это делалось. Ставят на плиту алюминиевый чайник и долго рассказывают…
 
Не бродит по улицам одинокая гармонь. И девушки спят себе спокойно. Потому что в нашей деревне последние гармонисты – люди пожилые, семейные, и играют раз в год под настроение. А молодняк не умеет, да и не собирается, и поэтому услышать гармошку можно разве что на свадьбах, и то его пойди найди. Гармонисты нынче – люди редкие, на несколько сел один. 
 
Понемножку утрачиваются праздники. И Масленицу давно не жгут, и колядки почти забылись. Хороводы не водят уже почти век. Не ходят драться по праздникам «на кулачки». Такие драки между молодыми парнями – вовсе не пьяный разгул, как это иногда представляли в советских газетах. Еще в пятидесятые годы двадцатого века в нашем селе молодежь собиралась и шла улица на улицу по всем правилам честного боя: до первой крови. Дрались, как рассказывают, каждый престольный праздник – «москальский» край села шел стеной на «хохольский». Деление было именно таким, потому что когда-то царь Петр свез сюда мастеров из Украины и России, и поселил вместе, чтобы строили ему на Дону флот. Поселились они рядом, но на особицу, и регулярно выясняли, кто боевитей. Такие кулачные бои были ритуалом, демонстрацией силы и удали. Были, да сплыли, драться особо некому, и потому увидеть настоящий кулачный бой стенка на стенку можно у нас в селе только на Ютубе. 
 
По деревням уже давным-давно не бродят свиньи и не лежат живописно в лужах. Свиней для пущего привесу держат в тесных клетушках, чтобы они не очень-то разгуливали. 
 
Не играют пастухи на дудочках. Искусство соорудить музыкальный инструмент из прутика, коровьего рожка или тростника давно кануло в историю, и самих напевов никто уже не помнит. 
 
Не ездят мальчишки пасти лошадей в ночное. Кончились лошади на селе, и мальчишки не умеют и боятся ездить верхом. Лошадиная работа теперь делается тракторами и мотоблоками, перед девчонками гарцуют на скутерах, а истории про конокрадов и табуны колхозных коней вспоминают старожилы все реже. 
 
Не ловят мальчишки и птиц. Искусство плести силки на щеглов и чижей и строить им клетки из ивового прута тоже осталось в прошлом веке. 
 
Не топят русские печи, даже в тех домах, где они сохранились. При наличии газового отопления печь становится элементом мебели, а не сердцем дома. 
 
 
А что бывает:
 
Печки не в ходу, но в деревне по-прежнему некоторые хозяйки пекут свой хлеб, ставят дрожжевое тесто бродить в алюминиевые формы, и потом вынимают душистые буханочки. 
 
По-прежнему деревенские люди косят сено вручную, и каждое лето по селу можно услышать звон: мужики отбивают косы. И не важно, что основной запас сена будет куплен в колхозе, и его привезут в рулонах: все равно, хотя бы маленький клинышек селянину нужно взять косой, рано-рано утром, - и тогда ему хорошо, и мир стоит правильно. 
 
До сих пор на селе соблюдаются церковные праздники: работать по воскресеньям грешно. Эти люди практически не ходят в церковь, но раз в неделю они все равно разгибаются и выходят с огородов. Сейчас по огородам полно народу: все стараются успеть до Пасхи, чтобы в светлое воскресенье грядки были засеяны, и душа радовалась. 
 
Кстати, о Пасхе. В нашем селе любима и ежегодно соблюдается традиция «Звони, кто хочет». Один раз в году, по случаю воскресения Христова, колокольня открыта всем желающим, и каждый, кто смел, может забраться по шаткой лесенке к колоколам, взяться за веревки и позвонить во славу божию. 
Весь день с колокольни несутся разные музыки, то протяжные, то плясовые, и идущие мимо останавливаются послушать и улыбаются. 
 
И еще на селе до сих пор поют. Собираются прямо на улице в кружок и поют разные песни, народные и советские, русские и украинские. И не кричат пьяным ором, а ведут на несколько голосов. Нечасто это можно услышать, и все-таки можно. 
 
Старый уклад почти кончился, а новый пока не начался. И новый, похоже, будет зависеть от тех, кто собирается жить в деревне дальше. И от тех навыков и умений, без которых не обойтись. Мы, понаехавшие из города, все чаще выныриваем из родимых мониторов и гаджетов, и понемножку, малыми шажками, пробуем на вкус разные деревенские обычаи. Учимся прясть, ткать, косить, ходим с колядками, поем народные песни этих мест и держим коней. Есть шанс, что через это мы лучше поймем нашу землю и, наверное, себя. Мы не пытаемся «жить, как в старину», и не исповедуем славянские древности. Мы исследуем, есть ли смысл в такой жизни сейчас, и нужно ли это хоть кому-то в век торжествующего айпада. И нам пока интересно.
 
Текст Ирины Мальцевой