Наверное, не всем читателям 36on.ru есть дело до приключений многочисленных героев сериала «Игра престолов». Но не слышать о нем они не могли и, как мы думаем, не прочь узнать ещё больше в концентрированном виде колонки. Тем более, что сюжетные линии «Престолов» удивительно хорошо вписываются в в актуальный исторический контекст.
Буря мечей
Сначала минимум исходных данных по сабжу. «Песнь льда и пламени» (цикл романов, по которому ставится сериал) рассказывает о средневековом мире, который не знает Христа. Поэтому там множество религиозных культов, но ещё больше людей циничных и материалистично нацеленных, совсем как в наш век. Здесь всего два времени года – лето и зима – что длятся по нескольку лет. «Зима» - это также и символ надвигающейся на мир катастрофы, ибо вместе с ней в мир людей могут прийти «белые ходоки»/живые мертвецы. Мем «Зима близко» - это, кстати, девиз дома Старков, самых суровых и самых честных людей Вестероса.
Культовая сага про игры престолов пишется с 90-х годов XX века Джорджем Мартином, что также курирует сериал и имеет за плечами 30-летний стаж работы на американском ТВ. Я сказал «пишется», а не «написана», потому что, придумав пять томов, старый бородатый хоббит до сих пор не добрался не то что до финала, но, кажется, и до кульминации. Может быть, его притормозила работа над сериалом (и мероприятия вокруг и около), что сегодня празднует свой 4-й сезон.
Что там за история? С первой сцены мы застаем мир Вестероса как бы за секунду (по историческим меркам) до его конца, но за эту секунду, как у Амброза Бирса в «мосту через совиный ручей», разворачивается сложносочиненный Сюжет во всем богатстве красок. Апокалипсис (как и у нас на Земле) наступает столь неспешно, что за это время целые династии успевают претерпеть падения и взлеты, а герои наварить символического капитала, что хватило бы на дюжину иных героев из романов XIX века. К тому же, сам мир Вестероса и сопредельных земель прописан так подробно, что начинает мельтешить в глазах ото всех этих второстепенных шлюх с характером и тщательно проработанных пряжек и застежек на плащах рыцарей.
Но прелесть саги, как вы догадываетесь, не только в вышеизложенном. Помимо того, что каждый видит в ней своё отражение, «игры престолов» перекликаются с Россией эпохи Путина и ее актуальной историей.
Выход первого сезона «ИП» в 2011 году совпал с первыми (за 12 лет!) народными возмущениями против правящей в России династии (Болотная и прочее). Кстати, Вестерос некогда был разрозненными королевствами, но однажды их объединила под своей властью прилетевшие на драконах Таргариены. С тех пор драконов никто не видел, а Таргариены правили 300 лет, как Романовы в России (которых, как и предыдущих правителей, часто обвиняли в «пришлости»), пока их не свергли сильные мужчины в пыльных шлемах и с длинными мечами.
Самый сильный из этих мужчин кое-как слепил Вестерос, быстро осуверенившийся после избавления от гнета Таргариенов, и стал его Королем.
- Война будет, Нед. Не знаю, кто и с кем будет драться, но война – будет, - говорит в первом сезоне Король своему другу лорду Старку. И сегодня мы наблюдаем справедливость этого трезвого (хотя король и был пьяницей) прогноза не только для Вестероса, но и для России, что вместе с Украиной и Белоруссией составляет единый для всякого здравомыслящего человека мир. Исключая разве что тех, что всегда были чужими и чувствовали себя порабощенными. Как, например, пираты с «железных островов», некогда приструненные Старками, но расчехляющие мечи при любых благоприятных исторических обстоятельствах.
Битва королей
Параллели и сравнения, не спорю, всегда похрамывают. Но, когда знатный революционер Эдуард Лимонов говорит, что восставшие в Луганске и Донецке действуют в пределах пособия «Coup d'Etat», опубликованного в 1967 году Эдвардом Люттваком, (что, среди прочего, советует спокойно арестовывать представителей старой власти, а не переговариваться с ними о чем бы то ни было), «игры престолов» вспоминаются не только потому, что фамилия автора напоминает эмблематичного зверя Старков – Лютоволка. А ещё и потому что происходящая у наших границ война наемных отрядов и меняющих своих сюзеренов знаменосцев очень напоминает эпизоды той, что снята по романам Мартина. Дальнейшее знакомство с сюжетом «ПЛиП» обещает ещё много на тему «велик и страшен год …»
Посвятим пару абзацев кино, где прежде всего важны – лица. Создатели имеют хороший глаз на них и подобрали удачно (без одного-двух) всех харизматичных и ключевых персонажей саги: от бастарда лорда Старка - Джона Сноу (попадание точнее не бывает) через карлика Тириона (актер, что раньше играл пятых гномов в «белоснежках», но дожил наконец до своего звездного часа) до суки-сестры Тириона, исполненной актрисой Леной Хиди лучше, чем в книге.
Недавно слышал, как ведущие на радио спорили о мультфильмах, чьи лучше – американские или наши? В Голливуде, мол, нет души, а в советские мультфильмы она вкладывалась. Тут помимо чисто экономического аспекта (Голливуд работает на индустрию, он вкладывает талант и инвестиции, у наших же только и было, что вкладывать душу), надо понимать, речь не о той вечной частице, что все равно достается Богу и больше никому. А об иной, биологически и социально приобретенной. Так что иной раз подумаешь, а нужна ли мне эта душа автора? Может, без неё было б лучше?
В «Играх» престолов автор не особенно занимается душой, он рассказывает занимательную эпическую историю о войне королей за престол, где сотни героев исполняют каждый свою роль. И тем легче вкладывать в героев душу самим читателям-зрителям.
Пир стервятников
Лично мне жаль, что создателям сериала что-то помешало оставить в фильме Шона Бина (лорда Старка). Тем более, что исходный материал предлагает и такое кинематографическое решение: Эддарда Старка казнят в первой части, но он не сходит с языка у половины героев вплоть до пятого тома. Отчего же было не сделать эффектные флешбэки? Ведь Шон Бин действительно напоминавший старого средневекового волка оживлял эту альтер-реальность, где драконы дышат одним воздухом с политиками а ля «Большая шахматная доска» Бзежинского.
Вообще, слияние неслияемого - самая большая удача саги. Ее «сущностное ядро», как сказал бы профессор Лев Кройчик, если бы мы разбирали произведение в творческой лаборатории журфака. Мы видим, как в декорациях средневековья искушенные люди повторяют, что магия это красивый пиар. Или сон. Что человеку лучше полагаться на свои силы, деньги, связи, на ум и талант, если нет связей, и так далее. Все в общем как в современном мире. Разве что в нашем исчезла честь как понятие политическое (то есть реальное, а не филологическое). В остальном - та же погоня за благами и борьба за выживание в условиях нехватки и дороговизны ресурсов. И читатель-зритель начинает привыкать к мысли, что это лишь средневековая метафора нашего, метафора всех его Уолл-стрит, МВФ, Правых секторов, беркутов, и Эдварда СНОУдена, что умеет устроиться в некогда вражеском стане…
Но - бац, среди привычных радостей на сцену вдруг врывается магия, словно из жерла забытого вулкана. Причем, она не отменяет реализма скептически настроенных узнаваемых героев. А когда они сталкиваются с чудесами, происходит, бывает, катарсис: «Что, в первый раз видишь великанов, Джон Сноу?» Чаще же - только нагнетается кошмар, что бывает с теми, кто не верит не во что и вдруг попадает на линию огня дракона. Геополитический стресс, как модно говорить сейчас на ТВ по поводу реальной политики.
Танец драконов
Сейчас человек честный перед собой видит Майдан - там, Донецк-Славянск-Луганск – здесь, и думает, как обосновать, что надо разогнать одних, но поддерживать других? Или наоборот, ведь, что интересно, одинаковое отношение к тем и другим исключено из практики что большой, что кухонной политики. «Игры престолов» дают свой ответ - ты в любом случае с каким-то домом - Старков ли, Ланистеров ли или скажем - с Тавридским…
И тут первое, что жизненно необходимо: ориентирование во всех этих домах (к слову, знание истории приключений домов является частью науки Вестероса). Победили в этом танце драконов «свои» - хорошо, победили «чужие» - что ж без поражений не бывает побед. Находиться фактически/географически в одном доме, но поддерживать другой – глупо, опасно и граничит с сумасшествием. Впрочем, и это тоже позиция. Главное, не оказаться на стороне «живых мертвецов», не работать на них.
Во-вторых, надо отдавать отчет, что хотя флаги не просто тряпки, но (что на Земле, что в Вестеросе) деньги сильнее братства. От кого и кому они пойдут, в Москву, в Киев, в Королевскую Гавань, в Железный банк, - все это также движет сюжет Большой Истории. Однако и экономическая составляющая также не исчерпывает смысла миров.
Эпизод из саги. Два повидавших многое жителя столицы Вестероса, дискутируют о самой большой тайне столичных жителей: «где же,блин, находится власть?» и приходят к выводу, что «власть помещается там, где человек верит, что она помещается, ни больше и ни меньше». Заметим, для обоих персонажей власть - это сама жизнь. Без неё один - хитроумный карлик, второй вовсе не человек. Но лучшего ответа прожженные циники не находят. Потому что имеет смысл только то, во что мы верим и те, кого любим. Всё остальное равно ничтожно. И чёрная дыра (что признается и магией, и современной наукой) до сих пор не поглотила это «всё остальное» лишь потому, что оно иногда бывает интересным.
Вы можете не поверить в «Игру престолов» (вторую серию 4 сезона которых я предвкушаю сегодня). И, возможно, не полюбите никого из героев, хотя это и трудно для человека с душой и интеллектом. Но, потратив на них время, обязательно найдете в этой истории хоть что-то для себя интересное. Или вы совсем не живёте.
Текст Виктора Лиходзиевского.