Какую роль играют медиа в создании нового миропорядка

В Воронеже на детской площадке заметили маму с лисятами

 

Выяснилось, сколько воронежцев пострадали во время страшного урагана
 

Воронежцам назвали первоочередные 12 зон отдыха, подлежащие благоустройству

В Воронеже за год спрос на аренду студий вырос на 18%

«Ночь музеев-2024» в Воронеже: куда идти и что смотреть

Рационализм вчерашнего дня, к сожалению, будет слегка приглушен. На первый план выйдут эмоции, причем, не факт, что позитивные.

В Воронежской области подорвали 14 мин времен ВОВ

Две девушки ответят в суде за поцелуй в баре в центре Воронежа

На XII Медиафоруме в Воронеже выяснили, как побеждать в инфовойнах

В Воронежской области с начала 2024 года выявили 23 случая бешенства у животных

В парках Воронежа пройдут концерты под открытым небом

На XII Медиафоруме в Воронеже выяснили, как побеждать в инфовойнах

Заведующую кафедрой воронежского вуза осудили за взятки от студентов
 

Женщина и подросток пострадали в ДТП с перевернувшимся автомобилем под Воронежем

Популярный бар закрыли в центре Воронежа

Эмоциональность предыдущих двух дней пойдет на спад, начнет включаться рациональное мышление.

В Воронеже ищут подрядчиков для осенней высадки более 500 деревьев

В Воронеже задержанным на стадионе «Факел» мигрантам вручили повестки

Юных диверсантов отправили под стражу за поджог железной дороги под Воронежем

Синоптики рассказали, когда в Воронеже ожидается дождь

Душевное состояние у многих людей сегодня будет, увы, не лучшим.

Мусорный полигон горит в Воронежской области

Жительница Воронежской области попалась на “сладком” мошенничестве
 

Глава администрации Петропавловского района Воронежской области Юрий Шевченко ушел в отставку

Екатерина Мизулина встретится со школьниками и студентами в Воронеже

Воронежские врачи спасли пациентку из Белгорода с редчайшим заболеванием

Стало известно, подорожают ли продукты после гибели урожая в Воронеже

В Воронеже строительство стадиона «Факел» планируют завершить к середине июля

Воронежскую область накроет новая магнитная буря

Авторы 8678

Игра престолов продолжается не только по телевизору

Наверное, не всем читателям 36on.ru есть дело до приключений многочисленных героев сериала «Игра престолов». Но не слышать о нем они не могли и, как мы думаем, не прочь узнать ещё больше в концентрированном виде колонки. Тем более, что сюжетные линии «Престолов» удивительно хорошо вписываются в в актуальный исторический контекст.
 
 
Буря мечей
 
Сначала минимум исходных данных по сабжу. «Песнь льда и пламени» (цикл романов, по которому ставится сериал) рассказывает о средневековом мире, который не знает Христа. Поэтому там множество религиозных культов, но ещё больше людей циничных и материалистично нацеленных, совсем как в наш век. Здесь всего два времени года – лето и зима – что длятся по нескольку лет. «Зима» - это также и символ надвигающейся на мир катастрофы, ибо вместе с ней в мир людей могут прийти «белые ходоки»/живые мертвецы. Мем «Зима близко» - это, кстати, девиз дома Старков, самых суровых и самых честных людей Вестероса.
 
Культовая сага про игры престолов пишется с 90-х годов XX века Джорджем Мартином, что также курирует сериал и имеет за плечами 30-летний стаж работы на американском ТВ. Я сказал «пишется», а не «написана», потому что, придумав пять томов, старый бородатый хоббит до сих пор не добрался не то что до финала, но, кажется, и до кульминации. Может быть, его притормозила работа над сериалом (и мероприятия вокруг и около), что сегодня празднует свой 4-й сезон.
 
Что там за история? С первой сцены мы застаем мир Вестероса как бы за секунду (по историческим меркам) до его конца, но за эту секунду, как у Амброза Бирса в «мосту через совиный ручей», разворачивается сложносочиненный Сюжет во всем богатстве красок. Апокалипсис (как и у нас на Земле) наступает столь неспешно, что за это время целые династии успевают претерпеть падения и взлеты, а герои наварить символического капитала, что хватило бы на дюжину иных героев из романов XIX века. К тому же, сам мир Вестероса и сопредельных земель прописан так подробно, что начинает мельтешить в глазах ото всех этих второстепенных шлюх с характером и тщательно проработанных пряжек и застежек на плащах рыцарей.
 
Но прелесть саги, как вы догадываетесь, не только в вышеизложенном. Помимо того, что каждый видит в ней своё отражение, «игры престолов» перекликаются с Россией эпохи Путина и ее актуальной историей.
 
Выход первого сезона «ИП» в 2011 году совпал с первыми (за 12 лет!) народными возмущениями против правящей в России династии (Болотная и прочее). Кстати, Вестерос некогда был разрозненными королевствами, но однажды их объединила под своей властью прилетевшие на драконах Таргариены. С тех пор драконов никто не видел, а Таргариены правили 300 лет, как Романовы в России (которых, как и предыдущих правителей, часто обвиняли в «пришлости»), пока их не свергли сильные мужчины в пыльных шлемах и с длинными мечами.
 
Самый сильный из этих мужчин кое-как слепил Вестерос, быстро осуверенившийся после избавления от гнета Таргариенов, и стал его Королем. 
 
- Война будет, Нед. Не знаю, кто и с кем будет драться, но война – будет, - говорит в первом сезоне Король своему другу лорду Старку. И сегодня мы наблюдаем справедливость этого трезвого (хотя король и был пьяницей) прогноза не только для Вестероса, но и для России, что вместе с Украиной и Белоруссией составляет единый для всякого здравомыслящего человека мир. Исключая разве что тех, что всегда были чужими и чувствовали себя порабощенными. Как, например, пираты с «железных островов», некогда приструненные Старками, но расчехляющие мечи при любых благоприятных исторических обстоятельствах.
 
 
Битва королей
 
Параллели и сравнения, не спорю, всегда похрамывают. Но, когда знатный революционер Эдуард Лимонов говорит, что восставшие в Луганске и Донецке действуют в пределах пособия «Coup d'Etat», опубликованного в 1967 году Эдвардом Люттваком, (что, среди прочего, советует спокойно арестовывать представителей старой власти, а не переговариваться с ними о чем бы то ни было), «игры престолов» вспоминаются не только потому, что фамилия автора напоминает эмблематичного зверя Старков – Лютоволка. А ещё и потому что происходящая у наших границ война наемных отрядов и меняющих своих сюзеренов знаменосцев очень напоминает эпизоды той, что снята по романам Мартина. Дальнейшее знакомство с сюжетом «ПЛиП» обещает ещё много на тему «велик и страшен год …»
 
Посвятим пару абзацев кино, где прежде всего важны – лица. Создатели имеют хороший глаз на них и подобрали удачно (без одного-двух) всех харизматичных и ключевых персонажей саги: от бастарда лорда Старка - Джона Сноу (попадание точнее не бывает) через карлика Тириона (актер, что раньше играл пятых гномов в «белоснежках», но дожил наконец до своего звездного часа) до суки-сестры Тириона, исполненной актрисой Леной Хиди лучше, чем в книге. 
 
Недавно слышал, как ведущие на радио спорили о мультфильмах, чьи лучше – американские или наши? В Голливуде, мол, нет души, а в советские мультфильмы она вкладывалась. Тут помимо чисто экономического аспекта (Голливуд работает на индустрию, он вкладывает талант и инвестиции, у наших же только и было, что вкладывать душу), надо понимать, речь не о той вечной частице, что все равно достается Богу и больше никому. А об иной, биологически и социально приобретенной. Так что иной раз подумаешь, а нужна ли мне эта душа автора? Может, без неё было б лучше? 
 
В «Играх» престолов автор не особенно занимается душой, он рассказывает занимательную эпическую историю о войне королей за престол, где сотни героев исполняют каждый свою роль. И тем легче вкладывать в героев душу самим читателям-зрителям. 
 
 
Пир стервятников
 
Лично мне жаль, что создателям сериала что-то помешало оставить в фильме Шона Бина (лорда Старка). Тем более, что исходный материал предлагает и такое кинематографическое решение: Эддарда Старка казнят в первой части, но он не сходит с языка у половины героев вплоть до пятого тома. Отчего же было не сделать эффектные флешбэки? Ведь Шон Бин действительно напоминавший старого средневекового волка оживлял эту альтер-реальность, где драконы дышат одним воздухом с политиками а ля «Большая шахматная доска» Бзежинского. 
 
Вообще, слияние неслияемого - самая большая удача саги. Ее «сущностное ядро», как сказал бы профессор Лев Кройчик, если бы мы разбирали произведение в творческой лаборатории журфака. Мы видим, как в декорациях средневековья искушенные люди повторяют, что магия это красивый пиар. Или сон. Что человеку лучше полагаться на свои силы, деньги, связи, на ум и талант, если нет связей, и так далее. Все в общем как в современном мире. Разве что в нашем исчезла честь как понятие политическое (то есть реальное, а не филологическое). В остальном - та же погоня за благами и борьба за выживание в условиях нехватки и дороговизны ресурсов. И читатель-зритель начинает привыкать к мысли, что это лишь средневековая метафора нашего, метафора всех его Уолл-стрит, МВФ, Правых секторов, беркутов, и Эдварда СНОУдена, что умеет устроиться в некогда вражеском стане… 
 
Но - бац, среди привычных радостей на сцену вдруг врывается магия, словно из жерла забытого вулкана. Причем, она не отменяет реализма скептически настроенных узнаваемых героев. А когда они сталкиваются с чудесами, происходит, бывает, катарсис: «Что, в первый раз видишь великанов, Джон Сноу?» Чаще же - только нагнетается кошмар, что бывает с теми, кто не верит не во что и вдруг попадает на линию огня дракона. Геополитический стресс, как модно говорить сейчас на ТВ по поводу реальной политики.
 
 
Танец драконов
 
Сейчас человек честный перед собой видит Майдан - там, Донецк-Славянск-Луганск – здесь, и думает, как обосновать, что надо разогнать одних, но поддерживать других? Или наоборот, ведь, что интересно, одинаковое отношение к тем и другим исключено из практики что большой, что кухонной политики. «Игры престолов» дают свой ответ - ты в любом случае с каким-то домом - Старков ли, Ланистеров ли или скажем - с Тавридским… 
 
И тут первое, что жизненно необходимо: ориентирование во всех этих домах (к слову, знание истории приключений домов является частью науки Вестероса). Победили в этом танце драконов «свои» - хорошо, победили «чужие» - что ж без поражений не бывает побед. Находиться фактически/географически в одном доме, но поддерживать другой – глупо, опасно и граничит с сумасшествием. Впрочем, и это тоже позиция. Главное, не оказаться на стороне «живых мертвецов», не работать на них.
 
Во-вторых, надо отдавать отчет, что хотя флаги не просто тряпки, но (что на Земле, что в Вестеросе) деньги сильнее братства. От кого и кому они пойдут, в Москву, в Киев, в Королевскую Гавань, в Железный банк, - все это также движет сюжет Большой Истории. Однако и экономическая составляющая также не исчерпывает смысла миров.
 
Эпизод из саги. Два повидавших многое жителя столицы Вестероса, дискутируют о самой большой тайне столичных жителей: «где же,блин, находится власть?» и приходят к выводу, что «власть помещается там, где человек верит, что она помещается, ни больше и ни меньше». Заметим, для обоих персонажей власть - это сама жизнь. Без неё один - хитроумный карлик, второй вовсе не человек. Но лучшего ответа прожженные циники не находят. Потому что имеет смысл только то, во что мы верим и те, кого любим. Всё остальное равно ничтожно. И чёрная дыра (что признается и магией, и современной наукой) до сих пор не поглотила это «всё остальное» лишь потому, что оно иногда бывает интересным. 
 
Вы можете не поверить в «Игру престолов» (вторую серию 4 сезона которых я предвкушаю сегодня). И, возможно, не полюбите никого из героев, хотя это и трудно для человека с душой и интеллектом. Но, потратив на них время, обязательно найдете в этой истории хоть что-то для себя интересное. Или вы совсем не живёте.
 

Текст Виктора Лиходзиевского.