В «Воронежском пульсе», о котором почему-то все прискорбно забыли, так и не увидев окончательной версии, высказана очень верная мысль: культура — это не столько то, куда мы ходим вечером в выходные, это среда, в которую мы погружены постоянно. И «уличная культура» в Воронеже пока вызывает желание максимально от нее отгородиться. Но «куда ты денешься с подводной лодки»…
В эти дни в Воронеже на остановках общественного транспорта меняют электронные табло, которые сообщают о прибытии/отбытии автобусов. Три года назад на их установку из бюджета города выделили 5 млн рублей (впоследствии мэрия сообщала о меньшей сумме — в 2,7 млн). Табло работали с переменным успехом, и на их ремонт направлялись дополнительные средства. Сейчас же мэрия планирует и вовсе сбросить с себя этот груз: сообщается, что все расходы по установке и обслуживанию новых табло берет на себя частная компания «Дубль ГИС» (2GIS). Бюджет, который, как известно, у нас дефицитный, копеечку сбережет. На одно только электричество, как поясняют в мэрии, в год тратилось около миллиона рублей.
Однако утверждения мэрии об экономии бюджетных средств, вызывают, мягко говоря, недоумение. Может, надо было сразу пустить на рынок частника? Тогда город мог бы сэкономить несколько миллионов рублей.
Но допустим, три года назад желающих установить собственные табло не было. Что же получает простой воронежец, какую пользу, от новых табло? Как сообщает мэрия, они, помимо расписания движения общественного транспорта, будут выполнять социальную функцию, то есть показывать «полезную информацию, вроде телефонов экстренных служб», а также демонстрировать… рекламу. Вам это ничего не напоминает?
Девять лет назад в Воронеже появилось уличное радио. Тогда его появление вызвало у населения негативную реакцию. Жители возмущались навязчивой рекламой, от которой, стоя на остановке общественного транспорта, избавиться просто невозможно. Это ведь не телевизор, который подошёл и выключил. И в тот раз мэрия всех успокаивала: уличное радио выполняет важные социальные задачи. Например, сообщает о катаклизмах, передаёт сообщения правоохранительных органов, напоминает о правилах дорожного движения и проч. Таким образом, компенсируется «недостаток» в виде рекламных блоков.
Но так ли нужна воронежцам эта «социальная функция» информационных щитов и уличного радио, которая против воли предлагается жителям Воронежа вместе с рекламой? Ведь объявления о катаклизмах или о пропаже человека бесплатно размещают у себя практически все СМИ. Информация же о текущей работе мэрии или полиции, согласитесь, не является предметом чрезвычайной важности.
Если сложить в уме все средства, через которые транслируется реклама вне дома воронежца, получается грустная картина. Итак, город, улица, неважно какая, остановка общественного транспорта. Реклама доносится из динамиков уличного радио, рекламой заклеены все автобусы. Реклама на билбордах и растяжках. Теперь ещё и реклама на электронном табло. Если рядом с остановкой находится крупный торговый центр, то рекламные объявления из динамиков доносится и оттуда. Ты садишься в маршрутку, а там, несмотря на запрет в договорах между городом и транспортными компаниями, играет радио, и, конечно же, есть рекламные вставки. Что делать в такой ситуации? Наверное, остаётся одно: ходить в берушах и с закрытыми глазами.
В данном случае воронежец — потребитель, которому предлагают пакет, где «всё включено». Вот вам «социальная функция», а вот вам, уж извините, вы же сами понимаете, реклама. Но если от навязчивых услуг частных компаний можно отказаться, то от услуг мэрии — нет. Если кто-то знает способ — подскажите.
Печально, что под видом «социально важного проекта» скрывается банальная нажива частных компаний. Банально, но верно — пришла тотальная власть денег. Причём, она уже такая, что Папа Римский не выдерживает, просит: люди, опомнитесь. Пока никто не слышит.
Можно сказать, что в случае с Воронежем, мэрия не виновата, что она хочет как лучше — сэкономить бюджетные средства. Но лицемерно и подло выглядит политика властей, которые идут на поводу тренда: видеть в гражданине не человека, а Потребителя. На этом фоне все разговоры об изменении транспортной системы в нашем городе, о преобразованиях в сфере культуры и проч., выглядят просто издёвкой. Ведь, да, можно, накануне выборов мэра, «попросить» кандидата-бизнесмена выделить 6 миллионов на изучение культурной среды, а можно — на очистку города от рекламы.
Читайте также: