ТЕКСТ: Анастасия Ежова
Недавно в воронежском приюте «Дора» вновь отравили собак. «Доброжелатели» подкинули псам отравленной еды. 16 питомцев погибли. Травля ядами стала одним из способов самостоятельной борьбы горожан с бездомными животными.
Защита и нападение
По данным управления ветеринарии Воронежской области, популяция бездомных собак в Воронеже оценивается примерно в 10 тысяч, по области - порядка 25-30 тысяч.
Исполнительный директор общественной организации «Центр экологической политики» Анна Воронина говорит, что эти цифры завышены: «Если соотнести названное количество с площадью города, то собаки должны путаться под ногами, а их не так уж много. Есть определенные ареалы обитания, но они не повсеместно. Это результат работы НКО и, как ни странно, догхантеров».
Основной способ регулирования численности бездомных собак в Воронеже - их отстрел. Он применяется с 1970-х гг., и хотя уже выведен из правового поля, практика остается прежней. Вы можете обратиться в райДЕЗ или управу, которая пришлет бригаду для отстрела устрашающей стаи, или найти «отстрельщиков» самостоятельно. По данным мэрии, в 2012 году в Воронеже «отловили» 4675 собак. Плюс иногда перед общегородскими мероприятиями проводятся дополнительные отстрелы.
Есть еще общественные организации помощи бездомными собаками и кошками, но в их приютах находят место лишь те животные, которым необходима ветеринарная помощь или временное пристанище – до тех пор, пока для брошенного зверя не найдется новый хозяин. Сейчас такие центры существуют на альтруизме волонтеров и их ресурсы серьезно ограничены. Основной источник дохода – пожертвования сочувствующих граждан. Расселить по приютам всех бездомных четвероногих невозможно.
По-своему решать проблему пытаются, так называемые догхантеры. Они травят собак, подкладывая в приманку тяжелые яды. Очевидно, что это и жестоко, и опасно. Животное настигает мучительная смерть. Часто на «кормушку» попадаются и домашние питомцы. К тому же яд может угрожать здоровью людей. К решению проблемы на общегородском уровне нужен другой подход.
Отловить и раздать
Минувшей весной Воронежская облдума приняла закон «О безнадзорных животных Воронежской области», который фактически запретил отстрел как жестокий метод регулирования численности и ввел новую для области практику. Это стерилизация и создание приютов для животных (де-юре их не существует, те, что выполняют их функции, зарегистрированы как общественные организации). Теперь исполнительные органы власти и муниципалитеты (после того, как им будут переданы полномочия по реализации закона) смогут финансировать эти направления. Выделения средств на отстрелы закон уже не позволяет. Приюты могут быть как государственные, так и частные. Финансирование их тоже может вестись из различных источников: бюджетное, частная и корпоративная благотворительность. В таких условиях они смогут вместить гораздо больше животных, чем сейчас. Но все равно останутся лишь временным пристанищем.
В разработке закона участвовали воронежские экоактивисты из общественных организаций «Центр экологической политики», «Право на жизнь» и «Дора». Они опирались на уже существующий опыт регулирования в Москве, Перми, Кирове, Санкт-Петербурге. Воронежские зоозащитники считают ее верным шагом на пути гуманного решения проблемы бродячих животных. Однако уточняют еще одну необходимую меру:
- Стерилизация бездомных собак ни в коем-случае не подразумевает их последующего возвращения в среду обитания. Нужна система передержки – временные приюты на период, пока питомцу не найдут новых хозяев, - говорит Анна Воронина.
По ее данным, за десять лет работы программы стерилизации бездомных животных в Индии (страна лидирует в мире по уровню заболеваемости бешенством) в городах Ченнаи и Джайпур число смертей от бешенства сократилось практически до нуля. А в нашей соседней Белгородской области, где, напротив, практикуют отстрел, заболевание бешенством и количество обращений за помощью в результате укусов бродячих животных остается на постоянном уровне. При этом бюджетные расходы при смене метода не увеличатся: отстрел одной особи в Воронеже обходится в 620-640 рублей, почти за такую же сумму ветеринары готовы выполнить муниципальный заказ на стерилизацию (тем более, что ей подвергаются только самки).
Экоактивисты уверены в долгосрочном эффекте такой программы. Анна Воронина считает, что при условии создания «передержек» снизить популяцию бездомных животных в Воронеже до приемлемого уровня удастся через 5-7 лет. Тогда же отпадет необходимость в бюджетных затратах на стерилизацию. По ее словам, по таким схемам государственно-частного партнерства уже успешно работают в целом ряде городов: это Санкт-Петербург, Омск, Пермь и другие.
Предполагается, что очищение от животных улиц будет сопровождаться достаточно масштабной социальной рекламой, призывающей воронежцев брать собак и кошек из приютов в свои дома. Но что делать, если она окажется недостаточно эффективной?
Наиболее распространенной практикой, в том числе в странах Центральной Европы, Великобритании, США, остается система гуманного умерщвления. Животное отлавливают и доставляют на передержку. Если в течение отведенного срока не находится его владелец, или не подбирается новый хозяин, а также в случае инфекционных заболеваний – животное усыпляется. По российским законам эвтаназия также возможна – дипломированным ветеринаром.
А существуют страны, что бездомных животных практически нет: Бельгия, Германия, Нидерланды, Дания, Швейцария, Швеция, Финляндия, Норвегия. В отчете Всемирного общества защиты животных (WSPA) и Королевского общества предотвращения жестокости к животным за 2007 год в этих странах отмечается «традиционно высокий уровень контроля (регистрация, лицензирование), развернутое законодательство, а также социальная ответственность населения».