Названо число регистраций брака в зеркальную дату 25 декабря в Воронеже

В Воронеже спасли котенка, который застрял в вентиляции на Московском проспекте

В 2026 году в Воронеже планируют начать ремонт еще одного общежития ВГТУ

ВСУ пытались ударить дронами по химическому предприятию в Россоши

Воронежцы попросили мэра спасти застрявшего в вентиляции многоэтажки котенка

В Воронеже восстановить поврежденную при атаке ВСУ многоэтажку планируют за месяц

Оно будет ощущаться буквально в воздухе, ваша главная задача сегодня – не отвечать негативными эмоциями на негативные

Без Fan ID и РПЛ выросла посещаемость домашних игр воронежского «Факела»

Названо число воронежских районов, атакованных украинскими БПЛА
 

Украинский агент Луфи рассказала на камеру о подготовке терактов в Воронеже

После проверки прокуратурой уволен осужденный за взяточничество завлабораторией ВГАУ

Сбиты семь БПЛА и одна скоростная воздушная цель: губернатор рассказал о последствиях атаки на Воронежскую область

Сегодня будет очень много энергии, как всегда, нужно найти для нее правильное русло

Бюджет Воронежа с дефицитом в 592 млн рублей приняла гордума в первом чтении
 

Дело о клевете на депутата Госдумы РФ Андрея Маркова рассмотрит суд в Воронеже

В Воронеже на свободу через полмесяца может выйти экс-ректор ВГТУ

«Факел» получил 5 млн рублей призовых за участие в Кубке России

В Воронеже цены на такси улетели в космос после первого декабрьского снегопада

В Воронеже бывшему учителю физкультуры предъявили обвинение в развращении школьниц

Сегодня большинство из нас будут пребывать во власти иллюзий. Если вы не врач, ученый или приверженец делать все в срок и правильно – уход в мир мечтаний не повредит
 

Семилетняя девочка из Лисок стала Мини-Мисс России

Названа сумма кубковых призовых воронежского «Факела»

В Воронеже после массовых жалоб школьников задержали учителя-педофила

В Воронеже избившую годовалого сына молодую мать пытаются лишить родительских прав

Сегодня стоит устроить генеральную чистку: себя, своего окружения, домашнего или рабочего беспорядка. Словом, уберите старое и освободите место для нового

Мокрый снег и дожди пообещали синоптики воронежцам на новой неделе

Гороскоп на 8 декабря: благоприятный день для творчества

В Воронежской области в ночь на 8 декабря сбили четыре беспилотника: люди не пострадали

Воронеж вошёл в топ городов-любителей кофе

Воронежский «Буран» уступил самарскому ЦСК ВВС со счетом 0:1

Авторы

Границы музыки расширили за счет Конституции

Первый концерт фестиваля «Границы музыки» - «Проекция» стал для воронежской публики «ликбезом» по современной композиторской музыке. Слушатели узнали, как перевести текст российской Конституции на язык фортепьяно, как играть без партитуры сосновыми шишками на теннисном столе и как может использоваться в композиции «восьмибитовый» звук древних компьютерных игр. А самые проницательные поняли, что во всем перечисленном есть смысл.
 
 
«Границы музыки» - проект европейского композитора Сергея Невского. Получив приглашение принять участие в воронежском фестивале «Чернозем», он сумел за короткое время создать концепцию и собрать коллег, которые смогли бы показать пока еще не очень просвещенной воронежской публики обширную палитру направлений современного композиторского искусства. 
«За последние десятилетия музыка настолько изменилась, что слушатели перестали понимать, что является музыкой, а что нет, - пояснил Сергей Невский перед началом концерта «Проекция», - кроме того, постоянно происходит синтез искусств, которые дает новые возможности. Например, сегодня, мы покажем, как влияют на музыки видеоарт и компьютерные игры». 
 
«Проекция» состояла из пяти композиций, каждая из которых иллюстрировала целое направление в развитии современной музыки. И при этом являлась оригинальным произведением, со своим направлением и смыслом. Открыл концерт виолончелист Илья Рубинштейн с пьесой Light is calling американского постминималиста Майкла Гордона (одного из создателей небезызвестной воронежцам группы Bang on a Can»). Она посвящена событиям 11 сентября, которые вошли в историю и как самый масштабный (пока) теракт, и как пример героизма тысяч людей. Щемящее и возвышенное соло на виолончели сопровождалось видеопроекцией, на которой из клубов огня проступали фотографии американской жизни ХIХ века – эпохи, жители которой, несмотря на собственные трагедии, не могли представить себе масштаба катастроф следующих времен. Надо сказать по отдельности композиция Майкла Гордона и фильм были бы кушаньем для очень немногих ценителей концептуального искусства, а вместе, при живом исполнении музыки они развернули новый спектр смыслов и переживаний. Лично я услышал (и увидел) в них некую надежду – на вечность, на смысл жизни. 
 
 
Фортепьянная пьеса Дениса Хорова, последовавшая за Light is calling, развивала и тему страданий, и тему человеческого достоинства. Это были «Подмосковные вечера», как бы их играл наполовину парализованный человек, с негнущимися пальцами и провалами в памяти. Звуки неуверенно проступали из тишины, складывались в некую последовательность, потом теряли связность, музыкант касался клавши робко и словно бы наугад, потом снова появлялся намек на мотив. По-моему, блестящая метафора любого творческого да и вообще труда. Тяжело, все мешает, ничего не получается, а когда после бесконечных попыток проступает какая-то связность и смысл –то все равно «не то». А пытаться все равно надо. 
 
 
Следующее произведение было более игривым – и еще более экспериментальным. В композиции норвежского композитора Эйвинда Торвунда «Krull Quest» в качестве материала использовался звук старых, эдак 30-тилетней давности компьютерных игр. Тех, с человечками из квадратиков, минимальной анимацией и особым, легко узнаваемым звуком. На экране развивалось действие мультика, сделанного в той эстетике, причем героем был музыкант. Фигурка со скрипкой в руке преодолевала препятствия, уклонялась от опасностей, а в финале сражалась с красным чертом, изрыгающем пламя и угрожающем вилами. «Игру» сопровождали грязные, искаженные, неестественные, как им и положено, звуки. А в это время Илья Рубинштейн виртуозно играл дуэтом с грубо нарисованным коллегой – его виолончель пела и пускалась в пляс. 
 
 
Наконец, пришло время самого известного номера концерта-перфоманса – произведения Елены Рыковой «Зеркало Галадриэль». В ходе представления композиции выяснилось, что Сергей Невский не знает, кто такая Галадриэль. Он назвал ее «нимфой из известного произведения Толкиена» и спросил автора: «Елена, тебе все еще не стыдно за название?». Позже Елена объяснила, что эльфийская царевна из «Властелина колец» обладала волшебным зеркалом, в котором можно было увидеть прошлое, настоящее и будущее и отказываться от этого названия она не намерена. 
 
 
Вероятно, автор «Зеркала» права – придуманный ей вариант игры в бисер и вправду способен описать и исторические события, и частную судьбу и отношения. В этом произведении нет плана и партитуры, есть только правила игры, судя по всему, чрезвычайно сложные. Как рассказал позже партер Елены по «Зеркалу» Денисов Хоров, «здесь два полушария мозга должны работать независимо друг от друга». Два партнера играют с помощью шишек на теннисном столе, отчасти копируя, отчасти провоцируя движения друг друга. Иногда – одновременно: игрок одной рукой повторяет действия оппонента, а другой – подает ему некие сигналы. Поражает количество звуков, которые можно издавать, роняя на стол шишки, водя по нему ногтями, подушечками пальцев, ладонями и локтями. Не знаю, можно ли назвать это музыкой (Сергей Невский полагает, что это именно она), но в том, что это осмысленная, сложная и структурированная работа – усомниться трудно. «Зеркало Галадриэли» уже было представлено на нескольких европейских фестивалях, и, как говорят, там воровали упавшие со стола шишки в память о необычном выступлении. 
 
 
Завершила концерт композиция, интересная и как интеллектуальное решение, и как политический акт. «Здесь происходит перевод смыслов с одного языка на другой, - пояснил Сергей Невский, - слова определенным образом «переводятся» в музыку». Композитор Антон Васильев, автор «Нового гимна России» положил на фортепьяно текст Конституции РФ. При этом на видео было показано спортивное табло, и при каждом аккорде означающем «президент» и «народ» на них менялся счет. «Вы будете напряженно следить за ходом соревнования, - пообещал Сергей Невский, - и, мне кажется, из него станет понятно, почему у нас в стране все так»
 
 
Как можно было ожидать, текст основного закона в переводе на фортепьяно оказался тревожен, пафосен и полон скрытых страстей. Композиция прекрасно передавала дух тревожного 1993 года, когда эта Конституция так или иначе была принята. Но – довольно однообразна, юридический язык, которым она написана, не слишком увлекателен для непрофессионалов. Главной интригой был счет на экране, хотя и было понятно, что он предсказуем как итоги недавних выборов. В начале «народ» уверенно вел в счете, в первой главе, где говорится что он – источник власти. Однако когда дошло дело до, так сказать, технической стороны, описания структуры власти, «президент» резко вышел вперед и в итоге победил со счетом 83-19. Интересно было бы провести музыкальную экспертизу некоторых других законов или вообще сделать ее обязательной. Полагаю, несколько десятков законов, принятых новым составом Госдумы, звучали бы как чудовищная какофония. 
 
14 сентября в Воронежском концертом зале пройдет еще два концерта в рамках «Границ музыки». Как обещает Сергей Невский, их программа будет гораздо ближе к традиционным представлениям об академической музыке, но тоже богата сюрпризами. 
 

ТЕКСТ: Леонид Диденко
ФОТО: Алиса Селезнева