Воронежский СК начал проверку после жалоб на холод в многоэтажке на Хользунова

Директор воронежского таксопарка назвал фейком «итальянскую забастовку» водителей

Авиационную опасность объявили в Воронежской области днем в среду

Заболеваемость гриппом и ОРВИ выросла в Воронежской области

В Воронеже к концу рабочей недели потеплеет до +4 градусов

Беспилотник сбили на территории одного из районов Воронежской области

Капремонт ветхой двухэтажки в воронежском селе перенесли на четверть века

Необузданная и не всегда положительная энергия сегодня будет царить в пространстве. И, пожалуй, именно в этот день вы ясно поймете, с кем вам не по пути

О метапневмовирусе в Воронежской области рассказали санврачи

Детский каток появится на воронежской Адмиралтейке в следующем сезоне

Именно она подойдет сегодня больше всего. Звезды советуют не ввязываться в конфликты и сдерживать острый язык, ведь с большой вероятностью найдется тот, кто сможет вас обыграть.
 

Пропавшую 89-летнюю бабушку нашли живой в овраге в Воронежской области
 

Восемь человек погибли в ДТП за неделю в Воронежской области

Воронежцам рассказали, сколько нужно зарабатывать для максимальной пенсии

Труп нашли на улице Владимира Невского в Воронеже

Малоснежная рабочая неделя ждет воронежцев

Жители микрорайона ВАИ со вчерашнего дня остаются без света в Воронеже

Сирены сработали в Россоши во время объявленной опасности атаки БПЛА

Сегодня звезды советуют не цепляться за былое и устремить помыслы на будущие свершения

Минобороны РФ: четыре БПЛА уничтожили ночью над Воронежской областью

Температурные качели и снег с дождем ожидают в Воронеже в выходные

Гороскоп на 10 января: удачный день для новых начинаний

На 14% взлетели цены на жилье в Воронеже в 2024 году

Воронежцам рассказали, какие выплаты вырастут в 2025 году

Температурный рекорд был установлен в Воронеже 8 января

Эксперты поделились советами по возвращению в рабочий ритм после новогодних каникул

Воронежцам напомнили график работы катка на Адмиралтейской площади в рабочие дни

Символично, но именно сегодня самое время заняться своим здоровьем, уверяют астрологи. Внимательно следите за симптомами. 

Хозяев забытых на площади Ленина вещей ищут в Воронеже

Опасное погодное явление обрушится на Воронежскую область
 

Авторы

Границы музыки расширили за счет Конституции

Первый концерт фестиваля «Границы музыки» - «Проекция» стал для воронежской публики «ликбезом» по современной композиторской музыке. Слушатели узнали, как перевести текст российской Конституции на язык фортепьяно, как играть без партитуры сосновыми шишками на теннисном столе и как может использоваться в композиции «восьмибитовый» звук древних компьютерных игр. А самые проницательные поняли, что во всем перечисленном есть смысл.
 
 
«Границы музыки» - проект европейского композитора Сергея Невского. Получив приглашение принять участие в воронежском фестивале «Чернозем», он сумел за короткое время создать концепцию и собрать коллег, которые смогли бы показать пока еще не очень просвещенной воронежской публики обширную палитру направлений современного композиторского искусства. 
«За последние десятилетия музыка настолько изменилась, что слушатели перестали понимать, что является музыкой, а что нет, - пояснил Сергей Невский перед началом концерта «Проекция», - кроме того, постоянно происходит синтез искусств, которые дает новые возможности. Например, сегодня, мы покажем, как влияют на музыки видеоарт и компьютерные игры». 
 
«Проекция» состояла из пяти композиций, каждая из которых иллюстрировала целое направление в развитии современной музыки. И при этом являлась оригинальным произведением, со своим направлением и смыслом. Открыл концерт виолончелист Илья Рубинштейн с пьесой Light is calling американского постминималиста Майкла Гордона (одного из создателей небезызвестной воронежцам группы Bang on a Can»). Она посвящена событиям 11 сентября, которые вошли в историю и как самый масштабный (пока) теракт, и как пример героизма тысяч людей. Щемящее и возвышенное соло на виолончели сопровождалось видеопроекцией, на которой из клубов огня проступали фотографии американской жизни ХIХ века – эпохи, жители которой, несмотря на собственные трагедии, не могли представить себе масштаба катастроф следующих времен. Надо сказать по отдельности композиция Майкла Гордона и фильм были бы кушаньем для очень немногих ценителей концептуального искусства, а вместе, при живом исполнении музыки они развернули новый спектр смыслов и переживаний. Лично я услышал (и увидел) в них некую надежду – на вечность, на смысл жизни. 
 
 
Фортепьянная пьеса Дениса Хорова, последовавшая за Light is calling, развивала и тему страданий, и тему человеческого достоинства. Это были «Подмосковные вечера», как бы их играл наполовину парализованный человек, с негнущимися пальцами и провалами в памяти. Звуки неуверенно проступали из тишины, складывались в некую последовательность, потом теряли связность, музыкант касался клавши робко и словно бы наугад, потом снова появлялся намек на мотив. По-моему, блестящая метафора любого творческого да и вообще труда. Тяжело, все мешает, ничего не получается, а когда после бесконечных попыток проступает какая-то связность и смысл –то все равно «не то». А пытаться все равно надо. 
 
 
Следующее произведение было более игривым – и еще более экспериментальным. В композиции норвежского композитора Эйвинда Торвунда «Krull Quest» в качестве материала использовался звук старых, эдак 30-тилетней давности компьютерных игр. Тех, с человечками из квадратиков, минимальной анимацией и особым, легко узнаваемым звуком. На экране развивалось действие мультика, сделанного в той эстетике, причем героем был музыкант. Фигурка со скрипкой в руке преодолевала препятствия, уклонялась от опасностей, а в финале сражалась с красным чертом, изрыгающем пламя и угрожающем вилами. «Игру» сопровождали грязные, искаженные, неестественные, как им и положено, звуки. А в это время Илья Рубинштейн виртуозно играл дуэтом с грубо нарисованным коллегой – его виолончель пела и пускалась в пляс. 
 
 
Наконец, пришло время самого известного номера концерта-перфоманса – произведения Елены Рыковой «Зеркало Галадриэль». В ходе представления композиции выяснилось, что Сергей Невский не знает, кто такая Галадриэль. Он назвал ее «нимфой из известного произведения Толкиена» и спросил автора: «Елена, тебе все еще не стыдно за название?». Позже Елена объяснила, что эльфийская царевна из «Властелина колец» обладала волшебным зеркалом, в котором можно было увидеть прошлое, настоящее и будущее и отказываться от этого названия она не намерена. 
 
 
Вероятно, автор «Зеркала» права – придуманный ей вариант игры в бисер и вправду способен описать и исторические события, и частную судьбу и отношения. В этом произведении нет плана и партитуры, есть только правила игры, судя по всему, чрезвычайно сложные. Как рассказал позже партер Елены по «Зеркалу» Денисов Хоров, «здесь два полушария мозга должны работать независимо друг от друга». Два партнера играют с помощью шишек на теннисном столе, отчасти копируя, отчасти провоцируя движения друг друга. Иногда – одновременно: игрок одной рукой повторяет действия оппонента, а другой – подает ему некие сигналы. Поражает количество звуков, которые можно издавать, роняя на стол шишки, водя по нему ногтями, подушечками пальцев, ладонями и локтями. Не знаю, можно ли назвать это музыкой (Сергей Невский полагает, что это именно она), но в том, что это осмысленная, сложная и структурированная работа – усомниться трудно. «Зеркало Галадриэли» уже было представлено на нескольких европейских фестивалях, и, как говорят, там воровали упавшие со стола шишки в память о необычном выступлении. 
 
 
Завершила концерт композиция, интересная и как интеллектуальное решение, и как политический акт. «Здесь происходит перевод смыслов с одного языка на другой, - пояснил Сергей Невский, - слова определенным образом «переводятся» в музыку». Композитор Антон Васильев, автор «Нового гимна России» положил на фортепьяно текст Конституции РФ. При этом на видео было показано спортивное табло, и при каждом аккорде означающем «президент» и «народ» на них менялся счет. «Вы будете напряженно следить за ходом соревнования, - пообещал Сергей Невский, - и, мне кажется, из него станет понятно, почему у нас в стране все так»
 
 
Как можно было ожидать, текст основного закона в переводе на фортепьяно оказался тревожен, пафосен и полон скрытых страстей. Композиция прекрасно передавала дух тревожного 1993 года, когда эта Конституция так или иначе была принята. Но – довольно однообразна, юридический язык, которым она написана, не слишком увлекателен для непрофессионалов. Главной интригой был счет на экране, хотя и было понятно, что он предсказуем как итоги недавних выборов. В начале «народ» уверенно вел в счете, в первой главе, где говорится что он – источник власти. Однако когда дошло дело до, так сказать, технической стороны, описания структуры власти, «президент» резко вышел вперед и в итоге победил со счетом 83-19. Интересно было бы провести музыкальную экспертизу некоторых других законов или вообще сделать ее обязательной. Полагаю, несколько десятков законов, принятых новым составом Госдумы, звучали бы как чудовищная какофония. 
 
14 сентября в Воронежском концертом зале пройдет еще два концерта в рамках «Границ музыки». Как обещает Сергей Невский, их программа будет гораздо ближе к традиционным представлениям об академической музыке, но тоже богата сюрпризами. 
 

ТЕКСТ: Леонид Диденко
ФОТО: Алиса Селезнева