Известная воронежская журналистка Алла Холденко умерла после тяжелой болезни

Летнее тепло в конце апреля пообещали воронежцам синоптики

Гороскоп на 21 апреля: удачный день для встреч и составления планов

В апреле горячую воду отключат в 1067 домах Воронежа

В Воронеже построят огромную школу искусств с литературным двориком

За 110 миллионов благоустроят улицу в Семилуках под Воронежем

Новое здание для тубдиспансера планируют построить в Воронеже

В Воронеже непутёвую мать отправили в СИЗО за попытку убить 3-летнюю дочь

Нижний парк дворца Ольденбургских по распоряжению губернатора обновят до конца 2026 года

Северное сияние увидели воронежцы во время сильной магнитной бури

Сегодня как раз тот день, когда случайности не случайны. Так что все встречи и события сегодня являются предвестниками будущего

Воронежцам рассказали о самых востребованных вакансиях 2025 года

Воронежский «Факел» 11 мая сыграет с «Локомотивом» в 28-м туре РПЛ

В Воронеже 10-летнего ребёнка-инвалида оставили без расходников к инсулиновой помпе

Дату завершения отопительного сезона в Воронеже назвали власти

Ямное и Новоживотинное под Воронежем останутся без света 17 апреля

Власти опровергли слухи о закрытии единственного медцентра в воронежском поселке

День очень активный, помните, сегодня вам нужно все или ничего. И это «все» обязательно получите.

Повышенный скоростной режим вернули на участок М-4 «Дон» под Воронежем

До рекордных 720 минут выросла безголевая серия воронежского «Факел» в РПЛ

Воронежская прокуратура нашла более 2000 нарушений при расселении ветхого жилья за 2 года

Воронежцам назвали текущую стоимость популярных пасхальных продуктов

Сезонные маршруты в Воронежской области возобновят работу с 19 апреля

Особое внимание сегодня стоит уделить финансовому сектору своей жизни. А если задумались о кредите, то будьте внимательны вдвойне

В Воронежской области на рабочей неделе потеплеет до +24 градусов

Гороскоп на 14 апреля: эмоциональные качели и тяга на подвиги

Сегодня можете без сомнений положиться на свою интуицию. Она знает, куда вас направить

В Воронеже исчезнут выделенные полосы для общественного транспорта справа

Если вчера помощи от окружающих ждать не стоило, то уже сегодня вы будете окружены вниманием. Главное, не забывать дарить его самому

Спасатели эвакуировали из загоревшейся многоэтажки в Воронеже 20 человек

Авторы

В Воронеже завершился первый джазовый сезон


На протяжении последнего десятилетия воронежский слушатель привыкал, что джаз – это три дня в году, передвижной фестиваль «Джазовая провинция». Завершающийся концертный сезон стал для Воронежа первым джазовые – сильные концерты продолжались с сентября по май, часто – более одного в месяц. Так, в последней декаде мая в городе прошло целых три представления современной импровизационной музыки: германские BLOFISH и sonic.art, французское (условно) трио Жака Террассона. Большая часть «Джазового сезона» оказалась такова, что слушатели недоумевали: а где же би-боп, который мы и считаем «настоящим джазом»? 

Год назад еще можно было констатировать, что аудитории современного джаза в Воронеже нет: не слишком многолюдным оказался концерт даже довольно приглаженного израильско-французского пианиста Ярона Эрмана. Однако уже с прошлого сентября, еще до очередной «Джазовой провинции» воронежскую публику стали удивлять самыми разнообразными экспериментами. Первым концертом сезона стало выступление «Маримбы плюс» - команды московских импровизаторов, лидер которой играет на экзотическом африканском инструменте – маримбе. На самой «Провинции-2012» основное внимание зрителей приковали североевропейские группы, взявшие за основу своей музыки старинные народные песни и произведения скандинавских композиторов. А президент «Джазовой провинции» Леонид Винцкевич попытался совместить свой квартет с русским народным ансамблем из курской глубинки (насколько успешно – об этом спорят). 
 
За этим последовали польские музыканты Анджея Ягодзиньского и певица Агнешка Вильчинска, с программой из джазовых обработок Шопена и песен на стихи Мартина Лютера. А самым сильным ударом по шаблону стал совместный концерт авангардного трио Владимира Волкова и «народника» Сергея Старостина. Русские народные песни, собранные Старостиным, исполняемые под безумный контрабас Волкова – многим это показалось чересчур вычурным и искусственным. 

Но к маю воронежские зрители (а их оказалось достаточно, чтоб заполнять Филармонию, Дом Актера, не говоря уже о концертном зале клуба «Петровский») смирились с тем, что от концертов «Джазовый сезонов» ничего ждать не следует – все равно ошибешься. И уже под занавес мы получили действительно мировую звезду – Жаки Террассона. Он еще слишком молод, чтобы ходить в классиках, но он играл с настоящими классиками и входит в мировую элиту современной импровизационной музыки. Насколько можно судить, музыкантов такого класса в Воронеже еще не было. Известно, что организаторы «Джазовой провинции» облизывались на многих участников разных международных фестивалей, однако признавали, что «такое мы пока не потянем» (в том числе и по кассовым сборам). Возможно, ситуация уже изменилась. 
 
Итак, что мы услышали и узнали за минувший сезон? «Мы» - в смысле люди без музыкального образования и эрудиции, но интересующиеся современным мировым искусством, в том числе – импровизационной музыкой. И находящие в ней нечто важное для себя. 
 
Во-первых, практически всю современную музыку можно назвать джазом. В арсенал вошли и музыка прошлых веков, «классика», и народные мотивы всего мира, и продукты эволюции рок-музыки, и даже эстрада разных времен. Более того, возможно, «джазовые обработки» сегодня едва ли ни единственный способ прикоснуться к музыке, объединяемой словом «классический». Даже не по слабости образования, а из-за того, что «классики» жили в другие эпохи. Их слушали люди в камзолах и париках, живущие совсем в другом ритме и другой обстановке. Сейчас слушателей «каноничных» версий даже композиторов-модернистов надо специально учить. Как читателей-амфибрахистов у Стругацких. Шопен в изложении трио Ягодзинского, Равель в версии Террассона, опыты саксофонного квартета sonic.art звучали как органичная часть современности. Полагаю, со мной многие не согласятся, но я и не особо скрываю свою малообразованность, и таких как я – довольно много. 

Во-вторых, джаз (оставим это слово из-за простоты и привычности) одновременно и международен, и национален. Мы уже видели и скандинавскую школу, и польскую, и швейцарскую (трио Vein), не говоря уже об общеизвестных американских и формирующейся сейчас русской. В каждой из них есть свой культурный бэкграунд, своя ментальной, свой темперамент. С другой стороны, тот же Террассон – в полном смысле гражданин мира, во всякой случае развитой его части. Родился в Германии, учился в Штатах, там же приобрел опыт и известность, сейчас работает во Франции с французским же материалом. Или BLOFISH не назовешь германским коллективом: они тоже жители глобальной цивилизации и глобальной музыки. Баланс между этими двумя началами, наверное, и есть жизнь современного человека (в хорошем смысле слова). 
 
И еще одно наблюдение, на этот раз не о джазе, а о его ценителях. Мне кажется, что человек, посещающий «Джазовые сезоны» любит сложность, ценить мастерство, старается отдавать себе подробный отчет в своих чувствах и понимает, что такое сотрудничество без принуждения, в режиме «джема». Ведь о перечисленном – практически все музыкальные истории исполнителей современного джаза. И было бы неплохо, чтоб эти его черты были перенесены в другие сферы нашей жизни, за переделы концертных площадок. Тогда, вероятно, вокруг нас было бы меньше халтурной работы и неряшливых отношений. Джаз, конечно, не панацея, но, как минимум, пример. 

ТЕКСТ Леонида Диденко
ФОТО Игоря Филонова, Юрия Пачгина