К стыду своему, я до недавних пор не был в здании Зимнего театра, открытого в прошлом году после реставрации. И почти ничего не слышал о поставке его главного режиссера Владимира Петрова «Мост короля Людовика Святого», которая открывала завершающийся сейчас театральный сезон. Так что мне остается только поделиться личной сенсацией, которая для всего остального Воронежа, скорее всего, давно стала частью общеизвестного. «Волга впадает в Каспийское море», как-то так.
Много десятилетий назад, с появлением массовых кинотеатров, цвета и звука в кино многие решили, что театру приходит конец, ведь у кино на порядок больше возможностей, оно может быть и тоньше, глубже, реалистичнее, и эпичнее и масштабнее. Ну, невозможно показать на сцене панораму Бородинской битвы, разве что – обозначить краешек пустыря на окраине поля или отдельный редут. А в наше время, с развитием 3D-технологий, киноиндустрия даже бросила преследовать видеопиратов: мол, если вы идиоты, то, пожалуйста – смотрите плохую копию фильма на мониторе, вместо того, чтоб пойти в кинотеатр и насладиться полноценным присутствием в лесах Пандоры. Сами себя накажете.
Но технический прогресс иногда находит для себя неожиданные русла. И современная постановка в драматическом театре, оснащенном передовым оборудованием – зрелище более яркое и захватывающее, чем тот же «Аватар». Значительную часть декораций не нужно изготавливать с той или иной степенью условности – видеоинсталляция может превратить задник сцены хоть в тропический лес, хоть в райские кущи. Вполне материальные декорации по ходу спектакля могут трансформироваться то в комнату, то в королевский дворец и площадь перед ним, то в ворота монастыря. Тот же самый видеопроектор весьма убедительно изменяет цвет и материал стен, интерьер, «вешает» над монастырем полную Луну. При точном, «без швов» сочетании первого и второго – перестаешь видеть разницу между матрицей и материальным миром. Когда в декоративной башне открывается окно и в нем видна героиня – не всегда понятно (точнее, всегда неизвестно) живой ли это актер или проекция. Пока 3D-фильмы настолько достоверного эффекта присутствия создать не могут.
И все-таки главное преимущество театра: живые актеры на первом плане, способные играть на одном дыхании все три часа действия. Вот их точно никакими компьютерными копиями не заменишь, в отличие от обезгрудевшей теперь Анжелины Джоли. Ты чувствуешь человека, наверное, биополем, при этом он находится в другом мире и в другом времени. В спектакле «Мост короля Людовика Святого» занято около 20 актеров драмтеатра, включая Сергея Карпова в роли пожилого арлекина и обманутого в своих надеждах наставника, Елену Гладышеву, играющую вздорную маркизу и безутешную мать, Марию Ембулаеву – легкомысленную танцовщицу и королеву русалок. Один из эпизодов вовсе происходит на небесах (соответствующая видеоинсталляция), в действии участвуют Иисус, Гавриил-архангел и бывший слуга первосвященника, потерявший ухо в Гефсиманском саду. Другой – в бурном море, утопившем венецианский флот. По заднику, на котором плещется это море, «проплывает» Левиафан, который потом появляется на сцене и, выполнив приказ королевы русалок, «уплывает» обратно к виртуальному горизонту.
Действие сложное, много героев, много эпизодов, поэтому, чтоб зритель, не слишком привычный к долгой концентрации, мог передохнуть, действие спектакля регулярно перебивается танцевально-музыкальными номерами. В одной из таких сюжетных пауз присутствует даже намек на стриптиз, когда танцовщица одну за другой сбрасывает с себя примерно дюжину ярких юбок, а они, понятно, все не кончаются и не кончаются. Для того, чтоб привязать пластические и танцевальные номера к основному течению постановки, используется классический прием «сон во сне»: актеры играют актеров, которые выступают на площадях Лимы XVIII века, владелец труппы и ее прима – одни из главных героев прессы.
Для того, чтоб создать такое зрелище, нужны и соответствующее видео- и звуковое оборудование, механизмы сцены и еще много чего сложного и дорогостоящего. А главное – руководитель театра, знающий, как всеми этими возможностями распорядиться, как связать в целое реальность и виртуальность, условность и реальность. С прошлого года в Воронеже есть и тот, и другое.
Что касается самой постановки «Мост короля Людовика Святого» по роману американского писателя Торнтона Найвена Уайлдера, то она весьма депрессивная и декадентская, являющая собой карикатуру на род людской. Роман был написан в конце 20-х годов прошлого века: модернизм, тщета, одиночество, игра в бисер. Мода тогда была такая. И пьеса на его основе получилась соответствующая: истерика и надрыв сменяются отрешенностью и обреченностью. Практически все время персонажи кричат, плачут, страстно исповедуются и т.д. Но образы центральных героев, при всей преувеличенности, точны и узнаваемы: нечто подобное происходит в любой семье и в любой школе. Чтобы посмотреть в это зеркало, чтоб увидеть нечто важное в себе, можно и потерпеть «негатив». Тем более, что он, как я уже говорил, регулярно сменяется яркими танцами.