Известная воронежская журналистка Алла Холденко умерла после тяжелой болезни

Летнее тепло в конце апреля пообещали воронежцам синоптики

Гороскоп на 21 апреля: удачный день для встреч и составления планов

В апреле горячую воду отключат в 1067 домах Воронежа

В Воронеже построят огромную школу искусств с литературным двориком

За 110 миллионов благоустроят улицу в Семилуках под Воронежем

Новое здание для тубдиспансера планируют построить в Воронеже

В Воронеже непутёвую мать отправили в СИЗО за попытку убить 3-летнюю дочь

Нижний парк дворца Ольденбургских по распоряжению губернатора обновят до конца 2026 года

Северное сияние увидели воронежцы во время сильной магнитной бури

Сегодня как раз тот день, когда случайности не случайны. Так что все встречи и события сегодня являются предвестниками будущего

Воронежцам рассказали о самых востребованных вакансиях 2025 года

Воронежский «Факел» 11 мая сыграет с «Локомотивом» в 28-м туре РПЛ

В Воронеже 10-летнего ребёнка-инвалида оставили без расходников к инсулиновой помпе

Дату завершения отопительного сезона в Воронеже назвали власти

Ямное и Новоживотинное под Воронежем останутся без света 17 апреля

Власти опровергли слухи о закрытии единственного медцентра в воронежском поселке

День очень активный, помните, сегодня вам нужно все или ничего. И это «все» обязательно получите.

Повышенный скоростной режим вернули на участок М-4 «Дон» под Воронежем

До рекордных 720 минут выросла безголевая серия воронежского «Факел» в РПЛ

Воронежская прокуратура нашла более 2000 нарушений при расселении ветхого жилья за 2 года

Воронежцам назвали текущую стоимость популярных пасхальных продуктов

Сезонные маршруты в Воронежской области возобновят работу с 19 апреля

Особое внимание сегодня стоит уделить финансовому сектору своей жизни. А если задумались о кредите, то будьте внимательны вдвойне

В Воронежской области на рабочей неделе потеплеет до +24 градусов

Гороскоп на 14 апреля: эмоциональные качели и тяга на подвиги

Сегодня можете без сомнений положиться на свою интуицию. Она знает, куда вас направить

В Воронеже исчезнут выделенные полосы для общественного транспорта справа

Если вчера помощи от окружающих ждать не стоило, то уже сегодня вы будете окружены вниманием. Главное, не забывать дарить его самому

Спасатели эвакуировали из загоревшейся многоэтажки в Воронеже 20 человек

Авторы

Новости из столицы от профессора ВГУ

Наших бьют, а мы крепчаем

Для начала новость из столицы. Там 13 февраля некоторые преподаватели и студенты решили устроить символические похороны системы российского образования и принесли к зданию профильного Министерства цветы. Чиновники их явно не поняли. Потрясла жестокость полиции, разгонявшей мирных граждан и затаскивающей простых преподов, студентов и прочих интеллигентов-очкариков в автобус.

Зачем такие страсти? Кто дал указ правоохранителям так вести себя? Или это уже норма жизни? Вспоминается недавняя речь Владимира Путина, который, выступая перед силовиками, намекнул, что ни у кого нет права «сеять ненависть, раскачивать общество и страну, тем самым ставить под угрозу жизни, благополучие, спокойствие миллионов наших граждан». О чьем спокойствии волновался г-н президент, о ком заботится Дума, запугивая нас и поощряя силовое подавление  инакомыслия?

 

"Потрясла жестокость полиции, разгонявшей мирных граждан

и затаскивающей интеллигентов-очкариков в автобус"

 

Вторая новость. Я приехал из Москвы 13 февраля, где работал на конференции в  Московском госуниверситете. Обсуждались академические вопросы, в частности, миссия журналистики. И вот выступает перед преподавателями разных вузов РФ замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин, говорит примерно следующее: журналист в нашей стране не готов к рынку, а ведь его единственная миссия – зарабатывать деньги, а не размышлять об истине и добре. Дальше больше. Выполняя заказ правящей элиты, Волин резко и откровенно заявил, что журналист обязан «работать на дядю», который платит жалование и определяет повестку дня. Не готовить к реалиям нашей жизни будущих журналистов, как подчеркнул чиновник,  это «преступление», в котором повинны  все факультеты журналистики. В зале начались волнения, ибо большинство представителей профессии прекрасно видят разницу между товаром, продаваемым СМИ, и товарами широкого потребления вроде колбасы или мебели. А тут вдруг новая волна сверху!

"...журналист обязан «работать на дядю»,

который платит жалование и определяет повестку дня"

 

К счастью, 14 февраля в программе канала РЕН-ТВ выступление сановного дельца от масс-медиа было подвергнуто жесткой критике: ведь нельзя считать самого журналиста товаром. Это не раб, а личность, которая в идеале дает непредвзятую оценку повседневной жизни и, по сути, должна «мониторить» общественное мнение, контролировать власть. Защищать слабого, нападая на сильного. А не наоборот. Об этом на канале РЕН-ТВ сказал видный ученый-медиавед Ясен Засурский, интеллигентнейший президент факультета журналистики МГУ. Об этом же, но гораздо жестче, заявил писатель-оппозиционер Дмитрий Быков, высмеявший такое понимание свободы слова и мысли, которое угодно чиновнику. Об этом конфликте власти и журналистики пишут в блогах все мои коллеги по цеху. Но я твердо знаю: возобладает позиция Волина, позиция верхушки нашей малосвободной державы. 


А ВАК и ныне там

Еще одна околонаучная новость из столицы. В начале и середине февраля научный мир РФ активно обсуждал события в Высшей аттестационной комиссии, ВАКе. То есть в структуре, которая отвечает за присуждение ученых степеней. Назначили нового руководителя – Владимира Филиппова. А того, прежнего, Федора Камшалова, сняли, он уже в СИЗО. 10 человек лишили званий и регалий, так как их диссертации оказались липовыми. Это скандал, о нем слышали все. Но проблема  еще серьезнее. Наука не дает поводов для гордости. Нет прорывов. Почему ученых вроде много, а идей мало?

Дело в том, что докторами и профессорами в нашей стране в последние годы становятся многие начальники – модно… Джентльменский набор: квартира, дача, иномарка, любовница и диплом доктора юридических наук (можно и экономических, тоже звучит гордо). Из личного опыта знаю: многие начальники являются соавторами работ, к которым они не имеют умственного отношения. Более того, арестованный руководитель ВАКа, как известно, стал доктором наук в 30 лет, он был одновременно «маститым» академиком и процветающим бизнесменом. Как такое возможно? Я писал диссертацию 20 лет, защищал в Москве, а не в кругу друзей, причем в голодные девяностые, и после защиты жил тяжко, оклад вырос на копейки, писал и публиковал статьи, на мой взгляд, не слишком выдающиеся, не без труда, но регулярно, в изданиях самых разных городов, что немаловажно.

Публикация была событием в биографии, а теперь у всех желающих есть возможность публиковать свои ЛЮБЫЕ статьи в научных журналах за деньги. Другими словами все, у кого есть деньги, могут стать докторами и даже академиками! Это нонсенс. Апсурт, как написал бы мой отец, но ему с его тремя годами церковно-приходской школы делать ошибки было можно, тем более, что он дал высшее образование всем моим братьям, а мне сказал: «Витя, если нет здоровья -  иди в науку». Мудрый совет. И я пришел. И вот уже 40 лет, как я В Хопре! В отчетах я пишу, что подтверждают задокументированные факты, о своих 10 научных книгах, изданных в России и в Украине, но честно признаюсь, что из них хочу сделать одну, но достойную чтения в будущем. Только одну. Ее я писал долго, писал, как писал всегда, но с бОльшим пафосом и думой о миссии ученого,  хотя и не могу назвать себя рыцарем науки, который имеет право поучать наших академиков. Но то, что кризис в науке есть, бесспорно, он заставляет всех нас, рядовых тружеников пера, думающих о будущем, всех честных граждан, и рыцарей и нет, вопить о спасении образования в стране.

"Витя, если нет здоровья -  иди в науку"

 

Решение сократить число ученых советов по присуждению степеней само по себе естественно: не может бюджет выдержать такого количества ученых. Но почему крайними окажутся опять гуманитарии – не пойму. А Филиппов прямо назвал крайних: юристы, экономисты, педагоги, но не физики-математики. Почему такая сегрегация? Как и в случае с сокращением кадров высшей школы скоропалительные реформы могут обернуться избавлением от неугодных. Допустим, диссовет по литературе ВГУ не нравится московским коллегам, а у них, представителей столичных Советов, есть шанс влиять на ВАК. Вот и готовая схема: пишется бумага о несоответствии провинциального Совета, и конкурент устранен. О рейдерстве в науке я тоже знаю не из вторых рук. Поэтому и не ликую, читая об очередных разоблачениях. Но ситуация, конечно, грустная. Гуманитариев опять бьют. Те отвечают стоном и сетованиями.                                                                         


Виктор Хорольский, профессор ВГУ.