Раньше, помнится, в ходу была фраза: «Тяжела и неказиста жизнь советского артиста». Представители разных профессий по-своему переиначивали ее, подстраивая под себя. Не стали исключением представители нашего цеха. И последние два слова в той фразе заменялись на: «простого журналиста».
Вспомнил то полушуточное высказывание, когда в конце прошлой недели узнал о рацпредложении Министерства связи и массовых коммуникаций, которое ратует за изменение системы подготовки будущих журналистов, чтобы выпускать не узкопрофильных, а универсальных специалистов.
Замминистра Алексей Волин заявил: «В современных реалиях СМИ будут стремиться к сокращению штата редакции и искать специалиста, способного сделать фотографию, быстро написать информационное сообщение для сайта как для новостного агентства, развернуть его в нормальную статью для газеты или журнала, в том числе и в мультимедийном формате, смонтировать небольшой телесюжет плюс выступить с репортажем на радио». И после добавил: «Лично для меня, современный журналист -- это такой «универсальный солдат», и, как любой солдат, он должен уметь делать все».
Не знаю, как другие мои коллеги, но лично я не хочу быть тем самым «универсальным солдатом». Ну не похож я на Ван Дамма, хоть ты тресни! Да и с Лундгреном мы не родня. Мне посчастливилось учиться на журфаке ВГУ именно в то время, когда там были такие преподаватели, которые могли простыми словами, зачастую на своем личном примере объяснить, что такое журналистика и к чему надо стремиться, чтобы состояться в профессии. И их уроки я, как и многие мои однокурсники (большинство из них работают-таки по специальности), вспоминаем чуть ли не ежедневно. Видимо, чиновник просто не понимает, что нельзя объять необъятное. Кто-то из моих сокурсников работает в газете, другие на радио и телевидении, некоторые занимаются рекламой. И каждый в своей сфере чего-то да достиг. Поскольку разделение на специальности влекло за собой углубленное изучение того или иного предмета.
А сейчас господин Волин говорит такое, от чего я и мои коллеги просто смеемся. По словам замминистра, человек, получивший журналистское образование, прежде всего должен иметь нормальный кругозор, уметь грамотно читать и писать, правильно ставить ударения и пользоваться современными средствами связи. Всему остальному, по мнению чиновника, сотрудник сможет научиться при необходимости в процессе работы. Интересно, что подразумевается под определением «нормальный кругозор»? Если человек не умеет читать и писать, то каким же образом он сможет поступить на гуманитарный факультет? Вспоминается фраза из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», когда герой в исполнении Александра Демьяненко говорит управдому Бунше (Юрий Яковлев): «Когда вы говорите, такое впечатление, что вы бредите». Подобные слова хочется адресовать и Алексею Волину.
Чиновник отметил, что подготовка журналистов происходит «по старинке». Не знаю, где уж он нашел таких узких специалистов, у которых в дипломе гособразца значится «специалист по проблематике медиавзаимодействия конфликтных ситуаций в этнической сфере». Может, сам Волин, окончивший индонезийское отделение Института стран Азии и Африки при МГУ, является спецом по конфликтным ситуациям в этнической сфере, но на журфаке ВГУ подобных чудачеств, к счастью, не значится. И вот Минсвязи предполагает обратиться к Министерству образования с предложением изменить стандарты, учебные планы и аттестацию вузов, занимающихся подготовкой журналистов, а также сократить количество подобных учебных заведений. Ломать, как известно, не строить. Уничтожить ту легендарную школу отечественной журналистики, которая создавалась веками, крайне просто. А взамен предложить «универсальных солдат» -- ой как легко!
Про унификацию заговорил и депутат Госдумы от «Единой России» Борис Резник. Он выступил с предложением выдавать журналистам специальную форму для работы на массовых мероприятиях и в горячих точках, в Минкомсвязи поддержали эту идею. «В настоящее время работники СМИ в качестве средств индивидуальной защиты используют различные накидки и жилеты с надписью "Пресса"… Такой разнобой создает сложности как для самих работников СМИ, так и для сотрудников правоохранительных органов. Последним очень сложно ориентироваться в многообразии жилетов и их отличии от аналогичных жилетов, используемых работниками других структур (коммунальных служб, парковок и так далее)», -- пишет в правительство Резник. По его словам, для жилетов следует выбрать общую синюю окраску.
Вот уж спасибо! Теперь не нужно будет ломать голову над тем, как одеваться. Видите человека, на котором вещи «общей синей окраски», значит -- перед вами журналист. И на любой ваш вопрос, поскольку этот человек обладает «нормальным кругозором», он непременно ответит. Иначе -- ату его!
Другие материалы автора читайте в газете "Воронежский Курьер".