Честное, джентльменское
Итак, какие же условия должны совпасть, чтобы попавшие в ДТП граждане смогли воспользоваться поправками в закон об ОСАГО? Как пояснил нам инспектор по пропаганде полка ДПС, капитан милиции Дмитрий Прибытков, если видимый ущерб от аварии не превышает 25 тысяч рублей, если участников ДТП всего два, и они признают за собой роль виновника и пострадавшего, да еще при этом никто из них серьезно не пострадал (никто не собирается обращаться за медицинской помощью), то они могут на месте составить схему происшествия. А потом самостоятельно, без обращения в ГАИ, оформить все документы в страховой компании. Плюс к этому, с первого марта можно обращаться за выплатами в свою страховую компанию, а не в компанию виновника ДТП. Соответственно, "забирать деньги у другой компании, это уже не ваша головная боль". Вам "обязаны средства вернуть в течение месяца". Но обольщаться удобством закона раньше времени не стоит.
Дмитрий Александрович отметил, что нынешние нововведения распространяются только на владельцев страховых полюсов, приобретенных с 1 марта 2009 года. Владельцев старых полюсов изменения пока не касаются. И все равно, очевидно, автоинспекторы возлагают не малые надежды на обновленную систему ОСАГО. По словам Прибыткова, зимой в среднем за сутки регистрируется 60-50 ДТП, из которых процентов 30 - это, как раз, незначительные аварии. "Чуть варежкой прохлопал - тюк, готово - бампер треснул или зеркало раскололось. На иномарку бампер стоит максимум тысяч 15, зеркало тоже не дороже 10 тысяч. То есть, в отведенную сумму они укладываются, людям не надо долго ждать ГАИ. А долго потому, что аварий в городе мрак, как много. И если раньше, без ОСАГО как-то люди между собой договаривались и разъезжались, сейчас по каждой мелочи стоят, ждут по полдня. Думаю, теперь меньше автомобилей с несерьезными повреждениями будут стоять на дороге. Для нашей службы это большой плюс, мы же не можем весь личный состав пустить на оформление ДТП. Но если участники аварии все-таки не находят общий язык, то лучше вызывать сотрудников ГИБДД", - резюмировал инспектор.
Так как на данный момент абсолютное большинство водителей имеют на руках старые полюса ОСАГО, новые права на них не распространяются. Без вызова ГАИ попавшим в аварию, скорей всего, не обойтись. Но если же автолюбитель уже обновил свой полюс ОСАГО и "зацепил" такого же новичка, то они могут воспользоваться упрощенной процедурой оформления ДТП, так называемым европротоколом, и обойтись и без автоинспектора. Главное не забыть договориться, кто является виновником аварии. Не говоря уже о том, что обе стороны должны быть согласны с характером и перечнем повреждений автомобилей. Внимание, после упрощенного оформления можно обращаться только в страховую виновника ДТП, но не в свою компанию.
Как бы там ни было, в глаза в первую очередь бросаются лишь плюсы для автолюбителей от новой формы ОСАГО. Не совсем понятно, что от этого выигрывают сами страховые компании? Бытует мнение, что на подобные изменения компании пошли во многом для того, чтобы получить основания для поднятия тарифов на ОСАГО в ближайшей перспективе. Однако в связи с нынешней экономической ситуацией данное предположение выглядит, по меньшей мере, спорным. Хотеть можно многое, да кто ж сегодня позволит лишний раз дразнить население? Страховой агент, работающий с десятью различными компаниями, Ольга Захарова считает, что если водители не будут забывать о нюансах нововведений, они пойдут им только на пользу. А вот страховщикам придется не сладко, мол, возможно увеличение случаев мошенничества. "Чтобы не вызывать лишних подозрений у страховой компании, первое время все равно лучше ждать ГАИ, - советует агент. - Что же касается убытков, которые теперь якобы могут понести компании, подобные разговоры идут давно. Но если компания серьезная, она имеет большой портфель услуг. И убытки по автострахованию она перекрывает прибылью от продаж иных видов страхования. Ведь многие страховщики вообще ухватились за ОСАГО только для увеличения клиентской базы, чтобы в перспективе с этими же людьми работать по добровольному страхованию".
Лучше не практиковаться
Сами страховщики уже предупреждают, что у водителей могут возникнуть сложности с упрощенной схемой оформления ДТП. Дескать, не все смогут без сторонней помощи правильно определить размер ущерба и страховой суммы. Если же автовладелец ошибся в оценке ремонта, который на деле окажется дороже 25000 рублей, то все, что сверх отведенного лимита потерпевшему придется платить самому. Кроме того, страховщик сам, без справки из ГИБДД с места аварии, не может заплатить клиенту сверх лимита даже при большом желании. Иначе он подпадает под санкции налоговой инспекции. Вот специалисты и советуют водителям на первых парах не торопиться с использованием новых возможностей ОСАГО и продолжать, как раньше, вызывать гаишников на место ДТП. Тем более, если дело дойдет до суда, "европротокол", конечно, сойдет за аргумент, но гораздо менее весомый, чем протокол, составленный сотрудником ГИБДД. Да и представители страховых компаний в таком случае вряд ли смогут пожаловаться на какой-то сговор двух человек.
Специалист одной из ведущих страховых компаний, работающих в нашем городе, Вячеслав Ивакин считает, что поправки в ОСАГО для профессионалов - скорее минус, чем плюс. "Был бы плюс, если бы заранее подготовили всю сопутствующую законодательную базу, - поясняет специалист. - А то закон вроде бы и правильный, но в нем есть много недоработок, которые могут не лучшим образом сказаться и на страхователях. Например, зафиксирована максимальная сумма ущерба - 25 тысяч рублей. Ее человеку нужно определять на глаз. Вроде бы на машине какая-то царапина, но как увидеть внутренние дефекты? Это минус для клиентов. Для нас же очевидно, что случаи мошенничества увеличатся в разы. Представьте, мы с вами два хороших знакомых, я случайно не разъехался с забором. Посмотрел, а по высоте место удара подходит к вашему бамперу. Вот и договорились, извещение заполнили, и все. А раньше надо было ГАИ вызывать, с ними в сговор вступать, а это лишние хлопоты. Вот и делайте выводы".
Разговоры о повышении тарифов страховщики, по данным Ивакина, пока приостановили. Хотя возможно, для некоторых убыточных регионов (Сибирь, Приволжье) увеличатся территориальный коэффициент и повышающий коэффициент для неопытных водителей. Подобные изменения, вроде бы, уже на рассмотрении Госдумы.
"Нам пришло из головного офиса компании пояснение на 44 листах - как действовать в связи с этими изменениями. Вы представляете, сколько нюансов? Так мы работаем в этой сфере, а каково простому обывателю? - переживает специалист. - Прямое урегулирование убытков для нас возможно лишь в том случае, если есть подтверждение, что в компании виновника ДТП нам эти деньги вернут. Соответственно, если таких гарантий нет, мы платить не будем. И случаи отказа выплат будут, это я вам гарантирую. Просто если страховщик находит хоть какой-то повод, прямой или косвенный, не платить страхователю, он этого делать не будет. И судом здесь не запугать. А ведь сейчас очень активно отбираются лицензии у многих компаний, которые занимались ОСАГО, полюсы же их продолжают ездить по городу. И если человек застрахован в нашей компании, а виновник в той, которой уже фактически нет, как мы будем платить, зная, что нам средства никто не возместит? Союз автостраховщиков, конечно, в таких случаях должен брать на себя обязательства обанкротившихся компаний. Но мы вами живем в России, представляете, насколько это будет не просто"?